Календарь и традиции

Пытае Успенне, цi гатова насенне?

Исход лета. Неудивительно, что погода становится непредсказуемой: то впадает в состояние некоей удивительной тишины, когда травы особенно остро пахнут осенним увяданием, то обрушивается сильными дождями и порывистыми ветрами. Наверное, лето спешит израсходовать весь свой до того неиспользованный арсенал. В полях работа практически не прекращается, вслед за уборкой хлебов идет сев озимых. Но когда–то у нас в некоторых районах Витебщины хлеб в такую неделю (в этом году она припадает именно на 24 — 30 августа) — «червивую» — не сеяли, а если и сеяли, то с опаской. Боялись, мука из полученного зерна будет плохо храниться.



27 августа, на Михея, заканчивается Успенский пост. По приметам ветры, их называли тиховеями, могут привести за собой такую же ветреную, но уже гораздо более холодную погоду в сентябре, иногда даже бури.

28 августа верующие отмечают Успение Пресвятой Богородицы. Церковное название Успение, то есть вечный сон, в народе толковали еще и по–своему — созвучно слову «выспевание», выспевание плодов земных. И по всем природным проявлениям наступающая пора — еще не сон, а только его преддверие — спокойное и тихое увядание. В Беларуси день называли «Прачыстая», «Спажа» и на столе уже стоял хлеб нового урожая: «Свята Прачыста — поле ўрачыста»; «Прачыстая прынясе хлеба чыстага»; «Спажа — хлеба дзяжа». И если Спас великий знаменит освящением яблок, то «Прачыстая» — освящением хлеба. Освященное зерно перемешивали с другим зерном в закромах и оставляли для посева на будущий год. На Полесье вместе с хлебом освящали и «усялякiя зелля», поэтому день называли «Зельная». Кстати, бытовало поверье: если на поле много сорняков, особенно осота, нужно осот выкопать, непременно с корнем, и освятить в церкви. Тогда колючая трава лишится своей вредоносности и, вновь высаженная на поле, будет уже работать в другом направлении, очищая и защищая посевы от «неосвященных» сородичей. К Успению особенно старательные хозяева уже не только убрали хлеб, но и подготовили поле к новому урожаю, потому что: «Да святла араць, то лiшнюю капу нажаць». Сразу после Успения начинался сев озимых: «Пытае Успенне, цi гатова насенне?» В некоторых местах уже вовсю копали картошку: «Як Спленне — то цягнi бульбу за карэнне».

К названию «Прачыстая» часто добавляли — «вялiкая» (большая), чтобы отличить от другой — «меньшай», «малой» («Спожкi», «Багача»), сентябрьской. Вместе с Покровом все эти праздники составляли цикл «Багародзiцкiх святаў».

С Успения начинается молодое бабье лето (до 1 сентября). Если появится радуга — осень будет долгой и теплой, если стоит солнечная, ясная погода — ненастье может случиться уже на старое бабье лето (с 14 по 21 октября).

29 августа — третий Спас: на полотне, ореховый, хлебный. Церковь отмечает перенесение нерукотворного образа Иисуса Христа из Едессы в Константинополь.

К этому времени созревает лесной орех. В народной мифологии ореховый куст с его сильными, упругими ветками наделялся способностью отгонять нечистую силу. Считали, что он соединяет землю с небом, символизирует плодородие и плодовитость. Его загадочность связывалась и с отсутствием цвета. По поверьям, орешник цветет только в ночь на Благовещение или в Чистый четверг, и тому, кто сорвет и сохранит этот цветок, откроются такие же «зачараваныя скарбы», как и обладателю купальской «папараць–кветкi».

Советская Белоруссия № 159 (24789). Пятница, 21 августа 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter