Пылала ночь восторгом сладострастья

С 14 на 15 мая вся Европа отмечала «Ночь музеев»...

Красавицы в шляпках и с ридикюлями выстроились друг за дружкой, чтобы попасть на бал «Вечер во французском стиле», устроенный Национальным художественным музеем. С 14 на 15 мая вся Европа отмечала «Ночь музеев» — предтечу сегодняшнего Международного дня музеев. К традиции присоединились кунсткамеры не только в Минске. В Витебске был устроен вечер по мотивам произведений Яна Барщевского. Белгосмузей истории Великой Отечественной войны разбил в Дзержинском районе партизанский лагерь. Музей истории белорусской литературы вместе с Юрием Жигомонтом устроил виртуальное путешествие по еврейским, татарским, польским кварталам белорусских местечек.


Однако самая большая очередь за интерактивом стояла в минский художественный музей. Тысячи человек готовы были часами ждать, когда их запустят в галерею. Последний раз такие очереди я видел в 1991 году — за сервелатом и итальянским стиральным порошком. На этот раз никто не толкался и не пытался прорваться вперед. Все улыбались. Это были поистине культурные люди. Таких, оказывается, много!


Идея «Ночи музеев» состоит в том, чтобы доказать, что галерея искусств может быть интересна не только «дежурными» выставками в «дежурное» время. Впервые «всенощная» акция прошла в Берлине и Париже в конце 90–х, инициаторы движения подчеркивали, что цель у них одна — привлечь в храмы муз молодежь. А как известно, друг молодежи — темнота.


И вот в девятнадцать часов, когда начинало смеркаться, в нашем музее ожили восковые фигуры в застекленных витринах. Статуи мадам Тюссо оказались актерами: они ловили взгляды, гримасничали и снова застывали. А под ногами путалась малышня, болтавшая между собой исключительно по–французски и бросавшая прохожим «бонжуры». На верхней террасе под абажуром восседали барышни: одних срисовывали на ватманы молодые художники, другим завивали кудри парикмахерши. Расфуфыренные актеры в зале русского искусства изображали сцены из парижской придворной жизни эпохи Людовика XIV.


Выдержке артистов, развлекавших посетителей, нельзя не позавидовать. Две девушки, наряженные в платья «под авангард», склеенные из канцелярских бумаг, долго изображали невозмутимость манекенов, но одна вдруг застонала: «Мне плохо! Я не могу стоять!» Что тут скажешь? Искусство требует жертв!


А на улице все прибывала очередь желающих посмотреть на леди в папье–маше...


Пока в художественном музее на улице Ленина веяло французским стилем, в историческом, на Маркса, шумел бал в честь живописца Валентия Ваньковича. Модельер Саша Варламов и его модели демонстрировали наряды, стилизованные под шляхетский стиль, во дворе скрещивали мечи рыцари в средневековых латах. Здесь ожил Минск XIX века.


Сама улица Карла Маркса, некогда Подгорная, как будто возродилась в прежнем облике — главного городского бульвара. Машины замерли, тротуары заполнили прохожие в театральных нарядах. Между исторической и художественной галереями двустороннее движение карнавально разодетых пешеходов не прекращалось до той минуты, пока на часах не пробило полночь. Двери кунсткамер затворились. Музеи замерли — до следующей майской ночи.


Фоторепортаж с «Ночи музеев» провели Марина Батюкова и Александр Ружечка.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter