Пыль на экспозициях

О школьных музеях

В школьных музеях я бываю не так уж редко. Стоит приехать в командировку на село, как меня обязательно заведут в местную школу — показать музей. Порой встречаются там любопытные экспонаты. Но чаще экспозиции похожи друг на друга, как близнецы–братья. С десяток найденных на чердаке у местной пенсионерки стареньких сорочек, кучка ржавых гильз, портреты Ленина на стендах... Вот, собственно, и все. Экспозиции, многие из которых созданы 20 — 30 лет назад, с тех пор практически не обновлялись. Хоть и называются музеи историко–краеведческими или этнографическими...


Mогилевские историки — руководитель поискового клуба «Виккру» Николай Борисенко и заведующая отделом краеведения и поисковой работы центра туризма, краеведения и экскурсий Могилевского областного центра физвоспитания и спорта учащихся и студентов Светлана Ходоркина несколько месяцев инспектировали школьные музеи Могилевщины. Искали взрывоопасные снаряды, обследовали, в каком состоянии находятся экспозиции, документация. И нашли немало проблем.


— В некоторых музеях нет заведующих, некому проводить экскурсии, — делится впечатлениями Светлана Ходоркина. — В Музее народной славы в Катковской школе–саде Глусского района представлены археологические находки, самотканые рушники, экспонаты времен Великой Отечественной, сведения о местном помещике Лаппо, о земляках, прославивших район. Вроде бы и посмотреть есть на что. А толку? Сам ничего не поймешь, а объяснить некому — руководителя в музее нет. И такая ситуация не только здесь. В школьном музее деревни Хоново Могилевского района ни руководителя, ни учетной документации на экспонаты. Музей в Дрибинской школе вообще непонятно почему музеем зовется: 3 парты, кресло, несколько гильз, скучные стенды. Педагогов жаль: экспозицию собирали долго, а ее забрали в район...


После того как в 2005 году в стране был принят Закон «О музеях и музейном фонде» и школьные музеи стали государственными, на Могилевщине около трети их руководителей отказались от должности.


— Чтобы музей не был мертвым, фонды надо постоянно пополнять, заниматься поисковой работой, — подчеркивает Николай Борисенко. — Педагоги старой закалки делали это бесплатно, а молодые, сменившие их, на голом энтузиазме работать не хотят. Понять их можно. На пополнение экспозиций уходит много времени и сил: надо мотаться по деревням в поисках предметов старины, по местам боевых действий... Потом каждую находку регистрировать, проводить регулярно экскурсии. Районные и областные музеи пополняются за счет бюджета, а финансирование школьных из государственной казны не предусмотрено. Так что работают в них или фанаты своего дела, или педагоги, далекие от истории, которым музей в нагрузку «навязал» директор школы.


Даже если назначенный в принудительном порядке руководителем школьного музея филолог или физрук втянется в работу, увлечется коллекционированием, не факт, что количество перерастет в качество. Что расскажут детям дилетанты о вещах, событиях, о которых сами имеют смутное представление? Конечно, они могут консультироваться с опытными историками, краеведами. Но, по словам Ходоркиной, на семинары, лекции, призванные научить руководителей школьных музеев грамотно вести экскурсии, документацию, приезжают немногие.


— Грамотная документация — дело непростое, — акцентирует внимание Светлана Анатольевна. — Каждый экспонат — а в хороших школьных музеях их не одна тысяча — надо внести в инвентарную книгу, составить на него акт приема. Если тот же рушник используют в качестве наглядного пособия на уроке, руководитель музея обязан составить акт выдачи, затем — акт приема обратно. У каждого экспоната должен быть паспорт, у руководителя — тематика экскурсий на год вперед... К чему все это школьному музею? Он вполне мог бы обойтись инвентарной книгой и актом приема. Но книги кое–где есть, а экспонаты... исчезли. Удручающее впечатление осталось после визита в Шепелевичскую школу Круглянского района. Музей, открытый в 1997 году, не работает. Экспонаты в беспорядке валяются в подсобке. Мало того, мы недосчитались нескольких монет Великого княжества Литовского, русского государства, первых советских, которые зарегистрированы в инвентарной книге...


И все же есть на Могилевщине школьные музеи, которые не стыдно показать гостям: в деревне Дашковка Могилевского района, Горской школе Горецкого района, СШ № 1 Хотимска, Краснопольской СШ № 2. В этом заслуга их руководителей. Но старые кадры уходят на пенсию, а желающих их заменить отыскать трудно. Поэтому некоторые пенсионеры–энтузиасты, пока есть силы, ходят на работу. Боятся, что с их уходом музей умрет. Могилевские историки не скрывают: некоторые директора школ мечтают сократить музей до размеров одного уголка. Опасная тенденция. Можно долго твердить детям на уроках о любви к истории своей страны. Но начинается все с малого: с привязанности к родному селу, городу, району... И «живой» школьный музей — верный помощник в этом деле.


Справка «СБ»


При учреждениях образования Могилевщины создано около 200 музеев, более 170 из которых — школьные.


Компетентно


Леонид Смотрицкий, начальник управления образования Могилевского облисполкома:


— Меня огорчает, когда вижу, что школьный музей этнографии — всего лишь муляж белорусской хатки да висящие в углу лапти. Конечно, дети должны помнить и чтить обряды и традиции, но наша страна развивается, появляется много нового, это должно быть отражено и в музее. Чтобы пополнялись экспозиции школьных музеев, надо поддерживать их руководителей и морально, и материально.


Фото предоставлено Светланой Ходоркиной.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter