Пятый океан

Помните? Большинству граждан СССР икра кабачковая заменяла икру черную и красную.
Помните? Большинству граждан СССР икра кабачковая заменяла икру черную и красную. Всем хотелось, конечно, чтобы было как раз наоборот, но никто даже предположить не мог, как скоро мечта претворится в жизнь. Сегодня мы можем есть этот рыбный деликатес ложками. Пусть это икра не кеты и не осетра, а мойвы, но этот продукт ни в чем не уступает ей по питательным качествам. В прошлом году мировая добыча икры мойвы составила порядка 6 тысяч тонн. "Урожай" раскупили две страны: 3,5 тысячи тонн досталось Японии, 2,5 тысячи - Беларуси. Фирменные баночки с надписью "Икра N 1" от "Санта Бремор" нынче можно купить по сходной цене в любом продовольственном магазине нашей страны и встретить в торговых точках Германии, Канады, США, Израиля, Латвии, Чехии, Болгарии, России, Украины, Молдовы и других стран. Скорее всего, на прилавке рядом будут лежать селедочное филе "Матиас" и еще около 100 наименований продукции из филе атлантической сельди, включая рыбные паштеты, рулеты и закуски, тоже от "Санта Бремор". Поэтому многие за рубежом считают Беларусь морской державой, дословно расшифровывая название фирмы как "Святое Брестское море". Александр МОШЕНСКИЙ, генеральный директор предприятия, стремительно ворвавшегося на мировой рыбный рынок, наивных иностранцев разочаровывать не спешит...

- Александр Михайлович, у вас, как известно, совместное с немцами предприятие. Насколько это важный момент в деле продвижения продукции на западный рынок?

- СП "Санта Импэкс Брест" и его дочернее предприятие "Санта Бремор" у потенциального покупателя ассоциируются вовсе не с учредителями фирмы, а с высоким качеством продукции. Времена изменились, и сегодня вы не найдете четкой разделительной линии между немецким и белорусским стандартами. Живи ты хоть на краю света, тебя узнают, если будешь использовать качественное сырье, современные технологии производства, опыт специалистов. Мы вместе с немецкими партнерами все это нашли в Бресте. Что, впрочем, не случайно. Этот город играет особую роль как в экономических преобразованиях, осуществляющихся в Беларуси, так и в отношениях между Востоком и Западом в целом. Здесь лучше, чем в любом другом городе страны, организована торговля, именно здесь при содействии Международной финансовой корпорации была разработана модель приватизации, которая ныне осуществляется по всей стране. Бывшие предприятия оборонной промышленности сконцентрировали в Бресте высококвалифицированную рабочую силу.

- Значит, "Санте" можно смело показываться с лозунгом "Купляйце беларускае!"?

- Когда предприятие только создавалось, немецкие партнеры очень осторожно отнеслись к идее размещения основных производственных площадей на территории Беларуси. Для безопасности бизнеса можно было разбросать их по разным странам, точно так же распределив инвестиции. Но поскольку это противоречило чувству здорового патриотизма, мы проявили настойчивость, и в результате сегодня на заводах "Санты" работают 3 тысячи граждан нашей страны, а налоговые поступления от СП "Санта Бремор" ООО составили в прошлом году 13,8 млрд. рублей. "Санта" старается привлекать к участию в выпуске продукции как можно больше белорусских производителей сырья. Там, где только можно, мы отказываемся от импорта. В прошлом году своим белорусским партнерам мы заплатили 9 млрд. рублей за поставляемое сырье и 17,3 млрд. - за оказанные услуги. Доля отечественного сырья и материалов в общем объеме произведенной продукции составила 20 процентов, что для предприятия, перерабатывающего морскую продукцию, согласитесь, немало.

- Наверное, если бы не льготные условия работы в СЭЗ "Брест", вы не смогли бы набрать подобные обороты?

- Нет. "Санта Бремор" или предприятия с аналогичной силой, известностью, традициями, возможностями на территории Беларуси точно не было бы. Хотя в Бресте имеется достаточно примеров того, как успешно развиваются предприятия, которые не являются резидентами СЭЗ. Много швейных мастерских, магазинов добились в прошлом году замечательных результатов. А возьмите заводы "Газоаппарат" или "Савушкин продукт" - они тоже развиваются. Но СЭЗ "Брест" - это, конечно, перспектива Брестчины. Только в прошлом году привлечено 22 млн. долларов иностранных инвестиций.

- Вы часто бываете на Западе?

- Да, паспорта хватает обычно лишь на полгода.

- Тогда у вас есть возможность сравнить свой стиль управления с западным.

- Система выживания в рыночных отношениях сформировала на Западе более жесткий бизнес. Мы же являемся продуктом той эпохи, когда всех формировали по принципу доверия человека к человеку.

- Это вам мешает?

- Этот принцип - не худшее наследие социализма. На Западе я главным образом научился одной вещи: не отставать от динамики жизни.

- А на Востоке, у россиян, к примеру, можно чему-то научиться?

- В восточных единоборствах есть несколько стилей борьбы. Так же и в бизнесе. Но по манере или стилю ведения бизнеса нельзя говорить, что он обречен на успех. Оценивается результат. Да, в российском бизнесе достаточно жесткости, но жесткий, бескомпромиссный стиль ведения бизнеса, как мы убеждаемся, дает хорошие результаты в условиях России. Нам это важно знать, поскольку Россия и Украина входят в круг главных коммерческих интересов "Санты". Завоевать рынок этих стран, выдержать там жесткую конкуренцию - наша стратегическая задача на ближайшее время.

- Я слышал, что люди из аппарата управления "Санты", подобно японцам, отказываются от положенного отпуска. Не говоря уже о самом генеральном директоре.

- Лично я последние три года стараюсь выкроить на отдых две недели зимой. Желание работать есть всегда, но физические возможности человека не беспредельны.

- Ваш отец, создавший эту фирму, умер в 53 года...

- Он перенес два инфаркта, но продолжал работать. Не ради денег, конечно. В те годы работа требовала сумасшедшей отдачи, и он отдавал ей 14 - 16 часов в сутки. На пространстве бывшего СССР едва ли есть еще случай, когда улица названа в честь предпринимателя. В Бресте одна из улиц носит имя Михаила Мошенского.

- Он оставил вам какие-то секреты руководства?

- Он был мудрым человеком. Даже в те годы, когда бизнес подчинялся лишь принципам накопления капитала, мыслил стратегически, предвидя экономическую ситуацию на 5 лет вперед. Он учил меня делать то же самое.

- А как отец сколотил стартовый капитал?

- Отец ушел в бизнес с должности начальника конструкторского отдела крупного военного завода и первым делом начал налаживать производственную деятельность. Потом знакомый бизнесмен пригласил его наемным директором в одну из своих фирм. Так появился стартовый капитал.

- А сегодня в Беларуси есть возможность начинать с нуля?

- Обстановка, в которой мы начинали работать, была гораздо сложнее, все очень быстро менялось, большие деньги терялись из-за разницы в курсе валют. А вспомните дефолт... Многие, достигнув определенного результата, задыхались от эйфории, многим не хватило настойчивости. Потенциальные инвесторы уходили из Беларуси, а те, кто не смог сориентироваться, разорялись. Тогда очень сложно было делать прогнозы. Стабильность в политике и экономике последних лет позволяет планировать свою предпринимательскую деятельность, становится интереснее внутренний рынок. Для бизнеса это очень важно.

Но я хочу сказать молодым людям, "обдумывающим житье", что сегодня как раз не обязательно иметь свой бизнес, чтобы добиться успеха в работе. В Беларуси есть масса профессий, которые востребованы, в том числе и нашей компанией. Если сравнить нынешнюю ситуацию в стране с той, что была, скажем, 10 лет назад, то сейчас гораздо больше возможностей реализовать себя, не имея своего бизнеса. Если чем-то заниматься целенаправленно, успех рано или поздно придет.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter