Пятно дворца на холсте столичных улиц
29.10.2013
Александру Зинкевичу (на снимке) досталось не самое лучшее «наследство». Инженерные коммуникации в столичном Дворце искусства были изношены почти на девяносто процентов. Организовать выставку — проблема: никто не знал, когда и где начнет течь крыша. Но молодой директор, пять лет назад приняв запущенное хозяйство, обещал вернуть дворцу былую славу. На днях зданию на Козлова исполняется сорок лет. И мы заглянули к Александру Владимировичу на огонек.
— Мы работаем в этом направлении. Другой вопрос, что найти инвестора во дворец не очень сложно, а вот найти профильного — это проблема. Понимаете, ни одна коммерческая организация не согласится без выгоды вложить деньги. Здесь появятся офисы, торговые площади. Но мы не очень хотим такого «синтеза», он может окончательно разрушить предназначение дворца. Очевидно, что его имидж требует переработки. Но деньги непрофильных инвесторов рискуют превратить дом художников в нечто совсем иное. Мы, наоборот, избавились от таких арендаторов. Например, убрали существовавший филиал банка. На его месте — выставочный зал. То есть у нас появилось дополнительно триста квадратных метров выставочных площадей.
— Я сторонник того, чтобы все архитектурные изменения вписывались в существующий облик Минска. Нет никаких сомнений, что фасад должен несколько измениться. Наше здание наряду с Дворцом спорта — это пример конструктивизма 70-х годов и это нужно сохранить. Уже сейчас идет обсуждение того, как корректно внести изменения в фасад, сделать его более современным. Будет это лишь декоративное изменение или нам нужно использовать современные отделочные материалы? Пока об этом говорить рано. Минск строили очень талантливые люди. Поэтому я сторонник того, чтобы было деликатное вмешательство.
Кстати
Дворец искусства вполне мог бы отмечать уже полувековой юбилей. Решение правления Союза художников СССР о строительстве выставочного павильона Худфонда БССР было принято еще в 1963 году. Тогда же стало известно, что выбран именно проект архитектора Сергея Мусинского. Определились и с местом — горочка на пересечении центрального проспекта и улицы Долгобродской. Кстати, одной из причин затянувшегося строительства стало именно местонахождение. Руководство Союза художников считало, что картинная галерея должна размещаться именно в центре города. Проспект к тому времени уже имел достаточно плотную застройку. Высотные жилые дома и корпуса вузов никак нельзя было «подвинуть». А вот деревянные домишки с цветущими садами снести было проще. Переселение людей заняло несколько лет.
Интересно, что некоторые из зданий, соседствующих с Дворцом искусства (корпус университета физкультуры около ЦУМа, дом с кафе «Бульбяная», расположенное неподалеку общежитие БНТУ и т.д.), также проектировал Мусинский. В 1968 году Сергей Степанович вместе с другими авторами застройки Ленинского проспекта получил первую Государственную премию БССР в области архитектуры. А в 1973-м стал заслуженным архитектором. Это случилось практически одновременно с открытием Дворца искусства.