Жизненный цикл энергонасыщенных тракторов должен быть не меньше 15 лет

Пятнадцать лет и не меньше

Сто энергонасыщенных тракторов, 12 зерноуборочных комбайнов, 10 кормоуборочных, девять комбинированных посевных и два почвообрабатывающих агрегата, пять разбрасывателей твердых удобрений — объем работ для спецпредприятий в составе ОАО «Управляющая компания холдинга «Агромашсервис». Основная нагрузка на ОАО «Заднепровский межрайагросервис», «Костюковичский райагропромтехэнерго», «Кировский райагропромтехснаб». Дедлайн для ремонта тракторов и посевных агрегатов — 1 марта.

Фото КГК.

Комитетом госконтроля Могилевской области проведен мониторинг состояния, сохранности и организации ремонта сельхозтехники. Посевная не за горами. Выборочно проверили пять организаций, в том числе спецпредприятия региона по централизованному ремонту техники. Как отмечает начальник управления КГК Могилевской области Вячеслав Осмоловский, часть выявленных нарушений связана с элементарной бесхозяйственностью:

— Вследствие непринятия мер по надлежащей подготовке техники к зиме значительное ее количество хранится с нарушением требований ГОСТа. Плуги, жатки комбайнов из-за некачественной обработки защитным составом заржавели, где-то техника не поставлена на колодки, шины не покрыты защитным составом, выявлены случаи ненадлежащего состояния мехмастерских с протекающей кровлей. Если вопросы с задержкой поставок импортных запчастей иной раз сложно решить на уровне хозяйств или спецпредприятий, то нормы ГОСТа к хранению техники не требуют особых затрат.

Одна из причин отставания по графикам ремонта сельхозтехники — задержка с поставкой импортных запчастей. В ОАО «Кировский райагропромтехснаб» на момент мониторинга не были отремонтированы два энергонасыщенных трактора «Беларус-3022» (планировали завершить в декабре). По информации общества, не уложились в срок из-за отсутствия запчастей к двигателям немецкого производства, установленным на указанных тракторах. Главный инженер Александр Юшкевич:

— Ремонтные работы активизировались. Были вопросы с финансированием закупки запчастей, и они уже решены. Оплатили и ждем поставок импортных запчастей для свекловичной сеялки и комбайна.

По информации КГК, с аналогичной проблемой сталкиваются все спецпредприятия области. К примеру, в ОАО «Заднепровский межрайагросервис» (крупнейший агросервис региона, обслуживающий более половины районов) сохранение темпов ремонта белорусской сельхозтехники, имеющей существенную долю импортных комплектующих (к примеру, двигатели американского, шведского и немецкого производства), обеспечивается лишь за счет запасов. Межрайагросервисом в ходе подготовки техники к весенне-полевым работам освоена замена двигателей западного производства на российские аналоги Ярославского моторного завода. Техника с новым двигателем успешно прошла испытания в МИС и регистрацию в Гостехнадзоре. Вместе с тем для установки ярославского двигателя на тракторы необходима доработка поддона картера, в связи с чем его производитель может отказаться от дальнейшего гарантийного обслуживания двигателя. Предложение КГК: Минпрому во взаимодействии с Минсельхозпродом, иными заинтересованными обеспечить проработку с российской стороной возможности проведения на белорусских предприятиях (МТЗ, агросервисы и т. д.) «официальной» доработки двигателей Ярославского моторного завода для их замены на отечественных тракторах с сохранением гарантийных обязательств производителя.

Несвоевременно сельхоз­организации-заказчики рассчитываются за выполненный ремонт. К примеру, задолженность хозяйств Костюковичского района (КСУП «Демидовичский», «Селецкое», «Мошевое Агро» и иных) перед ОАО «Костюковичский райагропромтехэнерго» за услуги 2022 года на момент мониторинга — 94,7 тысячи рублей. Директор ОАО «Костюковичский райагропромтехэнерго» Алексей Коношенко отмечает, что специализация его предприятия — ремонт посевных агрегатов:

— У нас по плану восемь тракторов и десять посевных агрегатов. В том же посевном агрегате «Раба» большая составляющая импортных запчастей. Если есть задержки по их поставкам, то работ хватает: дефектовка техники, разборка агрегатов.

В ОАО «Управляющая компания холдинга «Агромашсервис» утверждают, что технику к посевной отремонтируют в срок. Экономическую эффективность показал опыт ОАО «Заднепровский межрай­агросервис» по сбору комбайнов и тракторов из запчастей неисправной техники, которая простаивала в сельхозорганизациях. В счет долгов ее забирали и давали новую жизнь. На минувшей уборочной мехотряд из таких комбайнов оказал реальную помощь во многих районах. Еще в одной организации холдинга — ОАО «Агропромналадка» — сейчас разбирают на запчасти комбайны, отработавшие срок и уже не подлежащие восстановлению.

По итогам мониторинга КГК вынес предложение Минсельхозпроду совместно с облисполкомами усилить контроль за соблюдением установленных требований при хранении сельхозтехники, рассмотреть возможность оказания финансовой поддержки мероприятий по ремонту сельхозтехники.

kukshinskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter