Пятеро на одного

Как многодетный папа воспитывает детей в одиночку

Как многодетный папа воспитывает детей в одиночку

Механизатору Василию Гомолю из деревни Судники Воложинского района Минской области недавно стукнуло пятьдесят лет. Однако о годах, как и о личной жизни, ему особо думать некогда: надо работать и поднимать детей. Их у одинокого отца — пятеро по лавкам. Старшая, семнадцатилетняя Аленка, уже учится на парикмахера и живет в Минске, а самому младшему, Васе, исполнилось всего семь лет. Пять лет назад детвора осиротела — от закупорки артерии тромбом умерла их мама. Как удалось справиться с этим горем? Получается ли у папы заниматься воспитанием одному? Мечтает ли он устроить личную жизнь и как к этому отнеслись бы подросшие ребята? Об этом мы и расспросили гостей нашей рубрики.

Гречка с рисом

Кроме Васи с отцом сейчас постоянно живут шестнадцатилетний Андрей, четырнадцатилетняя Юля и двенадцатилетний Денис. Лишних денег не бывает, особенно в многодетной семье, так что на лето Алена устроилась раздатчицей — развозить горячие обеды и ужины на поля работникам ОАО “Судниковский”.  Андрей тоже не сидит без дела: учится на шофера в местном УПК, а также подрабатывает на частной фирме.

Как папа справляется с непростой задачей — организовать быт, держать дом в порядке, вовремя кормить детей?

Самое сложное время, как сейчас вспоминает Василий Петрович, пришлось на первый год после смерти жены. От навалившейся беды засеребрились виски у недавно бодрого и еще не старого мужчины. Кстати, женился Василий довольно поздно, в 32 года. Кроме боли от потери на отца семейства в декабре 2007 года навалилась куча бытовых проблем. Даже посидеть с двухлетним младшим сынишкой было некому. Пришлось самому готовить, стирать, убирать. Да и дети поначалу капризничали и привередничали.

— Однажды никак не могли между собой договориться, хотят они гречку или рис, — вспоминает многодетный папа. — Я плюнул на их ругань и сварил все вместе, пусть сами выбирают кому что больше нравится.

Гулять, но не пить

В большой семье, как говорится, клювом не щелкают. Приходится договариваться. Тем более в деревне не посидишь сложа руки. Девочки помогают с уборкой и готовкой. Мальчишки могут и траву покосить, и сделать другую мужскую работу. Семья сажает огород, до недавнего времени держали четырех свиней, а теперь в связи с африканской чумой, затронувшей и Воложинский район, остались в хозяйстве одни куры. Помогает смотреть за ребятней мать Василия Нина Константиновна, которая время от времени живет вместе с семьей сына.

Василию Петровичу  уже к семи утра нужно быть на работе, и возвращается отец семейства летом не раньше семи вечера. Занимается химической обработкой полей на тракторе — так больше получается заработать. С детьми постоянно на связи — всем, кроме младшего, купил мобильные телефоны. Правда, в кредит, сразу выложить деньги за технику — слишком накладно. Машина у Гомоля — немолодой работяга “Фольксваген-Пассат”, есть у них и компьютер. Правда, за право поиграть на нем у ребят иногда бывают “бои местного значения”.

— Всякое случается, и поругаются иногда, но в основном братья и сестры дружат, — рассказывает отец. — Если бы не были послушными, как жить? Я стараюсь “дотолковать” словами, как себя нужно вести.

Все члены семьи любят и балуют самого младшего Васю. Алена, например, всегда привозит ему гостинцы из Минска, хотя бы шоколадку или апельсин.

— Чем дети в основном заняты? Чем увлекаются? — расспрашиваю я главу семейства.

— Да гуляют они на улице, как вся молодежь, на танцы в клуб ходят, — отвечает он.

Методы воспитания

Честно говоря, невольно в голову приходят мысли о городских сверстниках, которые, кажется, почти забыли о прогулках, зато не отрываются от дорогих планшетов и смартфонов. А ребята меж тем заскучали стоять в сторонке и присоединяются к разговору. Спрашиваю, наказывает ли отец ремнем.

— Да нет, только покричать может, а потом отходит, — отвечает старшая дочка.

— А хотели бы вы, чтобы отец снова женился?

Старшая отрицательно мотает головой, а вот Андрей и Юля не так уверены в ответе.

— Конечно, мамы детям не хватает, — говорит Василий. — Я смирился с тем, что прежнюю жизнь не вернешь. Первое время я еще подумывал о новой жене, но потом понял, что должен посвятить жизнь детям. Мне предлагали отдать их в интернат, но при живом отце такого никогда не будет. Я не пью, ведь надо поднимать семью и быть детям опорой. Ради них живу и работаю.

Я смотрю на открытое лицо одинокого отца пятерых детей, его добрую искреннюю улыбку и невольно спрашиваю себя, как человеку удалось выстоять, не скатиться в пьянство и тоску после страшной беды — потери самого близкого человека. Как будто услышав мои мысли, Василий Петрович говорит откровенно:

— Дети — это мое счастье. Когда плохо было, смотрел на них — и становилось легче. С детьми не бывает слишком грустно. Они обо мне тоже заботятся, например, кофе в постель приносят. Один ребенок в семье растет разбалованным, а когда их много, то с детства привыкают делиться друг с другом, и в большой семье никогда не скучно. У нас дисциплина: поднимаю в шесть утра, если, например, посуду не помыли.

Домашний очаг

Словом, бодрости духа Василий не теряет, подшучивает над своими дочками: мол, о чем девчонки мечтают? Замуж поскорее выйти.

— А хотели бы вы многодетную семью? — спрашиваю у ребят.

И снова ответы у них расходятся.

— Кто знает, как сложится, — рассуждает Алена. — Может быть, у меня еще и не пятеро, а больше детей будет.

На сегодняшний день одна из главных забот многодетной семьи — жилье. Сейчас они живут в доме, принадлежащем ОАО “Судниковский”. Дом в залоге у одного банка, а кредит для его выкупа многодетная семья может взять только в другом. Поэтому необходимо, чтобы хозяйство полностью выкупило дом, а затем Василий Петрович сможет оформить его покупку с помощью льготного кредита. Однако, к сожалению, дело затягивается. А ведь если понадобится повторная оценка дома, придется за нее снова выкладывать деньги, беспокоится многодетный отец. Как и любой родитель, он хочет хоть как-то застраховать детей в жизни, чтобы у них по крайней мере было жилье.

Конечно, чтобы поднять на ноги сестер и братьев, приходится себе во многом отказывать. Только представьте, каково одеть к осени пятерых! Как вспоминает Василий Петрович, в прошлом году едва уложились в десять миллионов рублей. Правда, поможет управление по труду, занятости и соцзащиты Воложинского райисполкома — выделят по 265 тысяч рублей на ребенка. Окажет гуманитарную помощь вещами и салон “Милосердие” в Воложинском территориальном центре социального обслуживания населения.

Размышляя об этой семье, я вспомнила одну притчу из книги известного психолога Хорхе Букая: “Меня воодушевили слова Чогьяма Трунгпы, тибетского мастера медитации, которого как-то спросили, как ему удалось, убегая от китайского нашествия, вместе с учениками перейти Гималаи, почти не имея ни подготовки, ни провизии, не зная пути и исхода своего рискованного предприятия. Его ответ был кратким: “Поочередно двигая ногами”. Остается надеяться, что на пути этой семьи будет больше неравнодушных людей и меньше препятствий.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter