Пятьдесят мгновений «весны»

За полвека Полоцкий торгово-технологический колледж подготовил почти 30.000 специалистов

За полвека работы Полоцкий торгово-технологический колледж подготовил почти 30 000 специалистов

Это единственный в системе потребкооперации колледж, который находится в самом центре Европы. И никакой гиперболы здесь нет: соответствующий знак появился на центральном проспекте в прошлом году. Он магнитом тянет туристов, как, впрочем, и сам древний белорусский град. Полоцк – город-уникум, в котором органично слились духовные и культурные святыни Беларуси, а также крупные образовательные центры, известные всей стране. Один из них – торгово-технологический колледж, который сегодня отмечает свой полувековой юбилей.

…Окна директорского кабинета выходят на Свято-Покровскую церковь. За ее белыми стенами и куполами – века и эпохи. Пятьдесят лет кажутся песчинкой на их фоне. Но это только первое впечатление. За эти годы учебное заведение прошло огромный путь от простой кооперативной школы до крупнейшего в системе белорусской кооперации профильного колледжа, в котором учится 2 500 человек.

— В это трудно поверить, но все начиналось в крохотном поселке Лонно Брестской области. Именно здесь, на Брестчине, после окончания войны и основали торгово-кооперативную школу. Четырнадцать лет спустя, в июле 1959 года, по решению Белкоопсоюза ее реорганизуют в Полоцкий кооперативный техникум. В 1969-м учебное заведение получило новый статус: политехникум. В 2000-м – торгово-технологический колледж, — рассказывает Ярослав Андрусяк, директор колледжа. – Сегодня это единственное учебное заведение в системе потребительской кооперации Витебской области, которое готовит специалистов сразу по пяти направлениям: экономист, бухгалтер, товаровед, техник-механик и техник-программист. За полвека работы из стен учебного заведения вышло более 28 000 специалистов массовых профессий.

Приедете, посмотрите и согласитесь: его и колледжем-то называть как-то неловко. По сути, это миниатюрный студгородок, в котором 3 учебных корпуса, производственные мастерские, спортзал, 43 аудитории и лаборатории, 6 компьютерных классов, библиотека, читальный и актовый залы. А еще учебные магазины, собственное общежитие, столовая, здравпункт… Не всякий вуз столицы может похвастаться таким оснащением и качественным подбором кадров.

— В колледже создана и каждый год пополняется база данных инновационных педагогических идей. Преподаватели активно используют в процессе работы технологии проблемного и модульного обучения, а также информационные новинки. Коллектив у нас очень сильный, стабильный и творческий. Текучесть кадров – словосочетание неизвестное. Из 94 педагогов 70 процентов имеют высшую и первую категории. Все они неоднократные участники республиканских конкурсов, отмечены грамотами, дипломами и благодарностями, — рассказывает Ярослав Васильевич. – Опыт и знания преподавателей усиливаются новыми информационными технологиями. В колледже не первый год действует собственная локальная сеть, подключенная к высокоскоростному Интернету. Каждая из шести цикловых комиссий обеспечена мультимедийными проекторами, в том числе и интерактивным. Все это дало возможность накопить богатый банк интер­активных версий уроков, презентаций, создать учебные фильмы. Спросите у любого. У наc в колледже этим никого не удивишь.

У полочан никогда не бывает проблем с набором: сюда едут учиться из Витебска, Новополоцка, Минска, других регионов страны. Привлекают разнообразие специальностей, сроки обучения и, конечно же, высокое качество образования. Здесь нет невостребованных направлений подготовки. Коммерческая деятельность, бухгалтерский учет, анализ и контроль, программное обеспечение информационных технологий, машины и агрегаты пищевых производств – выпускники с легкостью устраиваются потом как на предприятия потребкооперации, так и в частные структуры. Многие продолжают учебу в высших учебных заведениях. В колледже для этого сделано все. Имея на руках диплом, можно продолжить учебу по специальности в 6 университетах республики (Полоцк, Витебск, Могилев, Гомель и 2 в Минске). Надо ли говорить, что это значит для ребят из глубинки.

Самое главное событие этого года – государственная аккредитация и подтверждение статуса колледжа. Департамент по контролю за качеством образования Минобразования выдал сертификаты соответствия на все 4 специальности и продлил лицензию на образовательную деятельность. Когда беседуешь с преподавателями и учениками, понимаешь: по-другому просто и быть не могло.

— Если честно, мы только-только поступили в колледж, учимся всего второй месяц. Так что 50-летие – это первый большой праздник, который будем здесь отмечать. Шли после 11-го класса на техников-программистов. И пока очень довольны. Учим современные языки программирования, преподаватели очень грамотные. Есть у кого и чему учиться, — рассказали мне Станислав Бурец, Евгений Жук и Ксения Баранова. – Колледж – хорошая база. Уверены, нам дадут здесь полный объем знаний, необходимый для поступления в вуз.

Четверокурснику Дмитрию Деменчонку до выпуска – всего ничего: диплом весной. Что делать дальше, для себя решил давно. Поступать в Могилев по профилю: на инженера по машинам и аппаратам пищевых производств. Говоря проще, Дима будет специалистом в холодильной технике. О том, что специальность востребованная, знает давно. Еще на третьем курсе к ним в группу приходили представители различных производств и приглашали на практику. Но всему свое время…

— Будем очень скучать. Нам осталась последняя неделя учебы. Потом – практика и госэкзамены 29 декабря. Вернемся домой, в Логойское райпо, с дипломами товароведов продовольственных товаров, — говорят Кристина Лис и Людмила Кузнецова. – Мы получили хорошее образование, подружились с преподавателями. Здесь было очень интересно. И знаете почему? Нас учили не голой теории – на конкретных примерах нам показывали жизнь и торговлю, как они есть. Со светлой грустью будем вспоминать посвящение в студенты, спортивные праздники и ярмарки. Колледж – это здорово!

--------------------------------------- 

Ваше мнение?

«Как изменилась за последние годы молодежь? Чем удивили или порадовали вас выпускники?» — спросили мы у самых опытных преподавателей колледжа.

Майя ШУЙСКАЯ, преподаватель основ экономической теории и дисциплин социально-гуманитарного цикла (стаж 34 года):

— 20—30 лет назад мы жили в совершенно другом обществе. Другими были и дети. Любая фраза учителя воспринималась как истина, моментов дискуссии не возникало в принципе. Сейчас уровень общей осведомленности учеников гораздо выше: они открыто отстаивают свою позицию, спорят. И это хорошо. Растет другое поколение, которое имеет четкую заданность на профессию и знает, чего хочет. Мне очень приятно, когда во время выпускных экзаменов вижу их, вчерашних школьников, грамотными, знающими специалистами. Эта кардинальная перемена, эта динамика личности не может не окрылять преподавателя!

Галина ТИТОВА, преподаватель организации и технологии торговли, психологии и этики деловых отношений (стаж 32 года):

— По мне, так большой разницы нет: и тогда были хорошие-плохие студенты, и сегодня тех и других хватает. Главное – в другом. На каждом занятии я стараюсь научить их чему-то хорошему, привить основы нравственности, духовности. И так приятно, когда ты видишь в ответ горящие глаза и заинтересованность. Значит, приняли, поверили. Значит, ты авторитет. Знаете, я по сей день поддерживаю дружеские отношения со многими выпускниками. Они делятся со мной событиями своей жизни, звонят, приезжают в гости, поздравляют с Днем учителя. По-моему, такая общность и теплота – высшая награда учителю за его труд.

Татьяна ПОДГОРНАЯ, преподаватель экономики, статистики, анализа хозяйственной деятельности (стаж 30 лет):

— Уровень знаний у нынешней молодежи заметно упал. Они стали более свободными, раскованными и… поверхностными. Они хотят всего и сразу, а вот приложить для этого больше сил готовы не все. Скачать реферат из Интернета по нужной теме может большинство, а вот правильно организовать свое логическое мышление – это куда сложнее. Я учу их думать, хочу, чтобы они были более усидчивыми. Очень радуюсь, когда эти позитивные изменения происходят на моих глазах. И дают отдачу в перспективе. Приходишь, скажем, проверять практику студента, а ее руководитель – твой бывший ученик.

Людмила ОСМОЛОВСКАЯ, руководитель музейного фонда колледжа (стаж 29 лет):

— Пришли более коммуникабельные, пытливые студенты. Они стремятся знать рыночную экономику, постичь ее основные законы. Получить прочные знания по спецпредметам. Они четко знают, чего хотят, и последовательно идут к своей цели. Мы, выпускники колледжа 1968 года, были другими. Это точно… С высоты своего опыта и 12 лет, отданных торговле, я могу сказать молодым: тот, кто проработал в кооперации, сможет работать везде. 

------------------------------------

Кстати

Сейчас в Полоцком торгово-технологическом колледже (одном из самых крупных учебных заведений города) проходят обучение 2464 учащихся. Из них 1178 — на дневном отделении, 1200 – на заочном. Еще 86 получают профессионально-техническое образование. На постоянной основе здесь работают 42 кружка и 7 спортивных секций. Четырем музеям, созданным и действующим на базе колледжа, присвоено звание народных.

-------------------------------------

На снимке: Тихо! В компьютерном классе лабораторная!

Фото: Василий МАТВЕЕВ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter