Животные из личных подворий не должны стать причиной новой вспышки опасной болезни

Пятачок на карантине

В ВОРОНОВСКОМ районном суде сейчас находится на рассмотрении иск местного фермера Петра Ягелло к административной комиссии райисполкома, которая, считает он, неправомерно оштрафовала его на двадцать базовых величин за нарушение требований содержания свиней.


В ЧЕМ суть спора. Основной вид производственной деятельности Петра Станиславовича — растениеводство. Большей частью выращивает овощи и картофель и, поскольку после их реализации остается много некондиции, уже как частное лицо завел свиней — не пропадать же добру. В этом ничего противозаконного нет. Нарушением в райисполкоме посчитали то, что содержит животных Ягелло не в помещениях, а на выгуле, огородив для этого на арендуемой земле небольшой участок. 

— Есть определенные нормы относительно сарая для свиней, действует запрет на выгульное содержание животных, — говорит председатель Вороновского райисполкома Николай Розум. — На этом основании проверяющие и составили административный протокол, а затем направили предписание. Уже один гуляющий на свободе кабан — разносчик болезни, а у человека примерно полсотни голов. Это же настоящая ферма, и потому, я уверен, правила содержания там должны быть точно такими, какие и на свиноводческих комплексах. 

— Карантин был введен сроком на один год и закончился еще в августе прошлого года. Были также документы для служебного пользования, но и они уже утратили свою силу. Кроме того, выращиваю свиней в своем подсобном хозяйстве как физическое лицо, — парирует Петр Ягелло. 

На днях состоялось судебное заседание по заявлению фермера. Окончательного вердикта суд пока не вынес, но каким бы он ни был, проблема, скорее всего, не решится. 

Кабанчик, да чаще не один, — привычная картина на сельских подворьях района. Даже теперь там содержится примерно пять с половиной тысяч свиней. Это одно из самых больших поголовий не только в Гродненской области, но и во всей республике. Хотя, замечу, еще два года назад их здесь было в пять раз больше. Резкое сокращение животных произошло из-за профилактических мероприятий, связанных с африканской чумой свиней. 

Уменьшилось не только поголовье, ужесточились требования к содержанию животных и их передвижениям. После того как два года назад в соседнем Ивьевском районе была зарегистрирована вспышка болезни, в Вороновском установили второй зонный пояс опасности. Он действует до сих пор. 

Правда, чтобы окончательно обезопасить частное и общественное поголовье от заразной болезни, в райисполкоме считают, что принятых мер недостаточно. Почему?

Во-первых, сегодня нет точного учета скота у населения. Во-вторых, остается загадкой, куда люди сбывают животных. И, в-третьих, проконтролировать здоровье свиней, находящихся в сараях сельчан, довольно сложно. 

— Люди годами привыкли бесконтрольно держать свиней. А тут вдруг строгий учет, ограничения. Не все это понимают и выполняют установленные нормы, — рассказывает начальник управления сельского хозяйства и продовольствия райисполкома Иван Винцкевич.

Ему вторит Татьяна Фесюн, главный специалист Дотишковского сельсовета, пять населенных пунктов которого, в том числе и сам агрогородок Дотишки, находятся в пятикилометровой буферной зоне. 

— Многие недовольны запретом и с нетерпением ждут, когда его отменят, — говорит она. — Свинину можно купить и в местном магазине, однако люди привыкли держать скот у себя во дворе. Дело в том, что у населения остается много мелкого картофеля. Куда его девать? Тем более что домашнее мясо и сало в деревне считают более вкусным, чем купленное в магазине. 

Порой поэтому вскрываются вопиющие случаи, когда население держит свиней в запрещенной пятикилометровой буферной зоне. Такие факты выявлены, например, в деревне Бастуны, городском поселке Радунь. 

Чтобы как-то изменить ситуацию, райисполком недавно принял решение об учете движения скота, находящегося у граждан. Проводить его должны председатели сельсоветов. 

— Не имея реальной информации в этом вопросе, мы вряд ли когда-нибудь победим опасный вирус, — уверен Иван Винцкевич. 

Но удастся ли тем же председателям сельсоветов справиться с поставленной задачей? Ведь до этого несколько раз работники Госавтоинспекции задерживали граждан, вывозивших поросят за пределы района. Это, как говорится, капля в море. Куда больше, утверждают знающие люди, вывозят ночью, причем окольными путями, обходя посты ГАИ. Пользуясь не очень жесткими правилами, многие частники скрывают, что держат свиноматок и сбывают поросят. 

— Проблема серьезная. Скажем, на рынках торгуют мясом. Я не исключаю, что там продают и свинину, произведенную на вороновских подворьях. Сложно поверить в то, что при таком поголовье у населения она не попадает на рынок, — рассуждает Николай Розум.

И эти его рассуждения, на мой взгляд, небезосновательны. 

Как сделать процесс подконтрольным, не занести опасный вирус на территорию района. Председатель исполкома считает: если человек, например, зарегистрировал трех кабанчиков, он потом должен сообщить в сельсовет, куда намерен их девать, а в случае, скажем, продажи животных заблаговременно поставить в известность ветеринарную службу и получить оттуда соответствующие документы о здоровье животного. 

— Понятно, — говорит Николай Аркадьевич, — что это может вызвать недовольство у населения, но по-иному решить проблему АЧС, на мой взгляд, просто невозможно. И санкции к тем, кто не соблюдает установленные правила профилактики опасной болезни, должны быть намного строже, чем сейчас. 

Последнее обусловлено тем, что район граничит с Литвой, где выявлены очаги АЧС. Интересный факт: транспорт и люди, которые двигаются с нашей стороны, проходят через дезинфекционный барьер на литовском пограничном посту. А вот въезжающие на белорусскую территорию не подлежат такому контролю. И кто даст гарантию, что не занесут инфекцию в Беларусь. 

gennadijj-gil@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter