Пять простодушных вопросов о современном искусстве

Современный человек, оснащенный новейшими компьютерными технологиями, становится все более рациональным. И такие термины, как «концепция», «проект», «эксперимент», у художников сегодня не в меньшем ходу, чем у сотрудников академий наук...

«Чем дальше, тем искусство становится более научным, а наука — более художественной; расставшись у основания, они встретятся когда–нибудь на вершине». Похоже, через полторы сотни лет прогноз Гюстава Флобера начинает сбываться: современный человек, оснащенный новейшими компьютерными технологиями, становится все более рациональным. И такие термины, как «концепция», «проект», «эксперимент», у художников сегодня не в меньшем ходу, чем у сотрудников академий наук. Давно угасла такая популярная в 60–х годах прошлого века дискуссия о «физиках и лириках», наука с искусством больше не дискутируют. Даже, скорее, поют в унисон — во всяком случае, с точки зрения молодого белорусского художника Максима Тыминько.


Сейчас Максим живет в Амстердаме и хорошо известен среди художников, занимающихся видеоартом. Однако для реализации своего нового проекта приехал в Минск — специально, чтобы записать хор 50 художников и двух арт–критиков, исполняющих 5 лирических песен о физике под аккомпанемент фортепиано и терменвокса. Вообще–то «песни» условны — в действительности наши художники выводили по нотам основные концепции современной физики. Проект получился более чем любопытный. Вот только в Минске его так и не увидели, несмотря на заранее объявленную дату вернисажа. Для наглядной демонстрации арт–шоу от Тыминько не нашлось... подходящей техники. В итоге поразмышлять под песни хора наших арт–критиков и художников ценителям всего нестандартного предложил Вильнюсский центр современного искусства. Того самого искусства, которое с таким трудом пробивается к белорусской публике.


Увы, но с современным искусством у нас по–прежнему нет ясности. Хотя прошлогодняя выставка в «БелЭкспо» «Белорусский павильон 53 Венецианского бьеннале», казалось бы, растормошила и публику, и авторов, и уже скоро белорусские художники обзаведутся самым настоящим павильоном в Венеции, а в Минске появится свой центр современного искусства. Но еще вопрос, найдется ли там место творчеству актуальному, которое в контекст нашего современного искусства вписывается пока с большим трудом.


Вопросы, которые я задала искусствоведу Ирине Стальной, конечно, наивны с точки зрения профессионала. Но у нашей публики они возникают пока не так уж редко.


— Современное актуальное искусство — зачем оно вообще нужно человеку, далекому от какого–либо творчества?


— Понимаете, такое искусство — настолько сильный провокатор, что может заставить задуматься о совершенно неожиданных вещах. Например, когда еще студенткой иняза я впервые попала во Францию, была довольно консервативной, как и большинство советских девушек. Но, пережив первое потрясение от визита в Парижский музей современного искусства, вдруг поймала себя на мысли: если наскальная живопись в своем развитии дошла до таких форм, у этого должны быть свои логические причины. И я занялась их поиском... Искусство действительно может помочь познанию жизни. Приходите на выставки — взамен получите светлую голову.


— Актуальное искусство всегда должно быть провокационным?


— Это авангард наших дней, а авангард агрессивен. Как 100 лет назад, так и сегодня. И предпочитает говорить не только о вечном, но и о проблемах дня сегодняшнего — социальных, политических. Искусство не деградирует — оно ищет новые смыслы. И находит.


— А может ли оно стать массовым увлечением?


— В определенной ситуации — безусловно. Хотя у нас и сегодня немало людей, пренебрежительно глядящих на «Черный квадрат» с мыслью, что любой так сумеет. Но когда–нибудь и мы осознаем, что мир развивается вслед за художниками. Например, во Франции давно никому не надо объяснять, что такое искусство модернизма. Потому что в свое время Жак Ланг, сменивший пост министра культуры на кресло министра образования, ввел традицию посещения школ современными художниками, режиссерами и литераторами, пропагандируя не только историю искусства в целом, но прежде всего историю искусства актуального. Стали издаваться специальные пособия для школьников... Словом, чтобы научиться анализировать и понимать жанр contemporary (современное искусство), его надо видеть.


— Существуют ли коллекционеры актуальных арт-объектов? Ведь инсталляции или видеоарт малопригодны для хранения...


— Существуют, конечно. Нередко выставка снимается на видео, съемка нотариально заверяется автографом художника и продается в коллекцию. Тиражирование такого видео считается нарушением авторских прав. Однако у нас коллекционеров подобного рода пока нет. И, по статистике продаж, на Западе самым дорогим остается искусство модернизма: Пикассо, импрессионисты... Впрочем, и эти произведения на стены уже никто не вешает, они хранятся в банках.


— То есть актуальное искусство не представляет угрозы для более традиционного?


— Абсолютно. Просто у искусства есть своя логика развития.


Однако белорусские турагентства, кроме традиционных услуг, могут предложить зарубежную поездку разве что на спортивные состязания или концерт поп–звезды с мировым именем. И все же теперь у нас есть особый повод навестить Венецию с 4 июня по 27 ноября, в дни Венецианского бьеннале, где наша страна впервые официально представит свое современное искусство. К слову, принять участие в одном из важнейших арт–фестивалей в этом году намерен даже Ватикан — не исключено, что торжественную церемонию открытия Венецианского бьеннале впервые посетит Папа Римский Бенедикт ХVI.


Кстати


После того как Украина впервые приняла участие в Венецианском бьеннале, в Киеве открылся один из самых больших в Восточной Европе центров современного искусства и стали традицией международные художественные выставки–ярмарки «Арт–Киев Contemporary», украинские туристические агентства начали наперебой предлагать своим клиентам так называемые арт–туры. Сегодня уже более 20 процентов украинских туристов интересуется направлениями, которые помогут им расширить свои познания в области искусства. Подобные туры — не редкость и в других странах. В начале этого года Британская королевская академия искусств, например, объединившись с крупным туроператором, презентовала новую туристическую программу для ценителей искусства, позволяющую знакомиться с арт–достижениями более чем в 20 странах. Маршруты сопровождаются лекциями искусствоведов, которые помогают ориентироваться в разнообразии современных тенденций.


Впрочем, не меньшим спросом у арт–туристов с марта по июнь будут пользоваться и другие направления.


16 — 20 февраля, Мадрид, ARCOmadrid–2011


Традиционно одно из важнейших художественных событий начала года, которое в последнее время серьезно обновляет свой формат. 30–я по счету международная ярмарка соберет около 190 галерей, в том числе 8 российских. Но особенно масштабно здесь будет представлено латиноамериканское искусство.


31 марта — 3 апреля, Париж, Art–Paris


Весенняя ярмарка современного искусства в Париже также пройдет в новом формате — кроме творчества современных художников, здесь найдется место для моды, литературы, кино, музыки, рекламы и даже гастрономии.


Май (точная дата пока не заявлена), Прага, V Пражский бьеннале


Один из самых юных арт–форумов мира снова соберет молодых художников из 200 стран, чтобы проверить жизнеспособность новых тенденций в живописи.


15 — 19 июня, Базель, Art 42 Basel


Главная мировая художественная ярмарка в будущем году планирует показать 300 ведущих галерей из Европы, Азии, Африки и обеих Америк и более 2.500 художников, начиная от классиков модернизма до только заявившего о себе молодого поколения. Визит сюда прямо из Венеции (как это обычно и делается) позволит подробнее изучить творчество тех, кто только что засветился на бьеннале.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter