Источник: Знамя юности
Знамя юности

В школе Гомельского района прошел показательный арест несовершеннолетнего

Пять преступлений за три месяца


Юным злоумышленникам при сверстниках уже надевали наручники. Это касалось преступлений, связанных с распространением наркотиков. Но подростки стали чаще не только сбывать запрещенные вещества, но и заниматься воровством. Поэтому прокуроры решили: одно дело узнать, что твоего ровесника кто-то и где-то посадил за кражу, совсем другое – увидеть арест лично. Это надолго останется в памяти и, возможно, убережет других от соблазна присвоить чужое.

Из «зала суда»

К школе в Головинцах (это в Гомельском районе) под холодным дождем гуськом идут подростки. На этот раз не на занятия. Повод собраться малоприятный, но полезный. На импровизированной скамье подсудимых актового зала – 15-летний учащийся лицея речного флота. На зрительских местах – около сотни школьников из нескольких учреждений образования. Среди них и те, кто также находится под пристальным вниманием правоохранительных органов и комиссий по делам несовершеннолетних. Криминальная биография подростка, которого на показательный арест привезли из ИВС, началась четыре года назад, рассказывает заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних Гомельского райисполкома Екатерина Волчек:

– Он долгое время состоял на учете в ИДН, был признан находящимся в социально опасном положении, далее проводилась индивидуальная профилактическая работа. Но все без толку! В 2018 году комиссия по делам несовершеннолетних Гомельского райисполкома обратилась в суд, чтобы подростка направили в специальное закрытое учреждение в Могилеве. В его биографии к тому времени уже было огромное количество краж. В эту школу в год мы отправляем максимум два-три несовершеннолетних. Там он пробыл два года, но так и не успокоился: не хотел придерживаться распорядка дня, никого не слушался, а ведь тогда ему было всего 11 лет!

Прогуливал, чтобы воровать

Когда парень вернулся, его направили в Гомельский лицей речного флота, но и тут начались проблемы, с сожалением констатирует Екатерина Волчек:

– Заставить его учиться было невозможно. Вскоре стал пропускать занятия, чтобы в это время совершать преступления.

За три месяца этого года на совести парня сразу пять эпизодов краж. Из автомобиля похитил магнитолу, из раздевалки лицея – телефон, воровал деньги и даже продукты, рассказывает заместитель прокурора Гомельского района Александр Шинкарев:

– Первый эпизод – хищение сельхозпродукции с проникновением в жилище. Забрался к старику в дом. Вызвали милицию, разоб­рались, что несовершеннолетний, взял­и обязательство о явке и от­пустили.

– Почему не задержали?

– Такая мера к несовершеннолетним применяется крайне редко. Обычно обходимся другими методами, и они работают.

– Но не в этом случае?

– Именно! Подросток решил, что ему все может сойти с рук, и продолжил совершать преступления. После следующей кражи мы поняли, что профилактические методы исчерпаны. Завели уголовное дело. И уже во время допросов он сознался в совершении еще нескольких краж. Но у меня есть подозрение, что это не конец истории. Преступлений на его совести может быть больше.

Все понял и заплакал

Задержали юного преступника дома, раскрывает подробности начальник инспекции по делам несовершеннолетних ОВД Гомельского района Дмитрий Волчек:

– Привезли в отдел. Он сначала не понимал, что на этот раз все серьезно, ходил и улыбался. Для него визиты к нам – обычное дело, поэтому был уверен, что и на этот раз побеседуют и отпустят. Но когда следователи сказали, что будут задерживать, заплакал.

Воровство подросток оправдывал желанием иметь деньги на карманные расходы. О последствиях не думал. Заместитель прокурора Гомельского района Александр Шинкарев уверен, что показательный арест – хорошая профилактика:

– Когда о задержании своих сверстников дети читают где-то в интернете, то считают это чем-то далеким и абстрактным. Да и вообще вряд ли будут открывать такие новости. А тут это происходит в их присутствии. И наручники надевают на знакомого подростка. Причем срок тюремного заключения и в этом возрасте серьезный. За кражи грозит до двух лет лишения свободы. Если за распространение наркотиков несовершеннолетний всегда получает реальный срок, то в случае с воровством бывает по-разному. Поэтому многие юные преступники считают, что раз нет 18 лет, то и наказания нет. Теперь они увидели, что это не так.

Когда парню надели наручники и повели к выходу, в актовом зале повисла тишина. Из школы на милицейской машине его повезли в СИЗО, где юный вор будет ждать суда. В поле зрения милиции  и младший брат задержанного.

С тем, что показательные аресты нужно иногда проводить в учреждениях образования, согласна и директор Головинской средней школы Татьяна Цурикова:

– Надеюсь, это будет очень действенная мера: дети задумаются, и ситуация с преступностью среди несовершеннолетних улучшится. У нас в школе есть подростки, которые состоят на учете в ИДН. Мы проводим с ними профилактическую работу, беседуем, привлекаем к участию в различных мероприятиях, в том числе спортивных и трудовых, чтобы они все время были чем-то заняты. Например, у нас такие ребята записаны в студотряд и занимаются посадкой леса. Мы всегда знаем, где они. Поэтому есть много хороших примеров, когда дети находят здоровые увлечения и пересматривают свое пове­дение.

 severyanova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter