Пять на десять

Пятибальная система оценки знаний: за и против

Чуть больше двух недель остается до начала нового учебного года. Во вторник Президент провел рабочее совещание с заместителем Премьер-министра Василием Жарко и министром образования Игорем Карпенко. Там обсуждали новые учебники, рост зарплат педагогов и отказ от учета среднего балла аттестатов при поступлении. Однако на одной теме следовало бы остановиться подробнее — Правительство предлагает пересмотреть систему школьных и вузовских отметок. От ставшей уже привычной десятибалльной системы вернуться к пятибалльной. Президент предложение выслушал и заключил: прежде чем принимать какое-либо решение, его нужно хорошо обсудить.

Десятибалльная система существует у нас уже 15 лет. За это время выросло не одно поколение школьников
Фото  БЕЛТА

— Много вопросов стоит по десятибалльной системе. Иногда бывает субъективизм в оценке. И у нас нет неудовлетворительной оценки, — объяснил журналистам Василий Жарко после совещания. — Потому что один балл — это тоже оценка знаний. Раньше понимали: единица, двойка — это неудовлетворительные оценки. Поэтому надо вынести на обсуждение общественности. Может быть, и вернуться к пятибалльной системе. Чтобы каждый понимал: четыре — значит, четыре. Пять — значит, отличник. Нет субъективизма. Что такое 4 с минусом, 4 и 4 с плюсом — 6, 7, 8. Где грань между шестеркой и семеркой, семеркой и восьмеркой?

Следует сказать, что десятибалльная система в стране существует уже 15 лет — с 2002 года. И до сих пор две эти системы сравнивают, каждый раз находя недостатки то в одной, то в другой. Мы обзвонили педагогов и спросили их мнение. Ответы были примерно одинаковы: если будет принят нормативный документ и произойдет возврат на пятибалльную систему, школьные учителя, в общем-то, адаптируются быстро. Вопрос в том, что существующая десятибалльная шкала более подвижная.

МНЕНИЯ

Вячеслав МОЛОФЕЕВ, декан факультета доуниверситетского образования БГУ:


— В связи с тем, что в Правила приема в вузы в ближайшее время планируют внести изменения, а в частности речь идет о появлении дополнительных внутривузовских экзаменов, необходимость учитывать средний балл аттестата может отпасть сама собой. Например, экзамен по иностранному языку может стать двухэтапным: первая часть — ЦТ, вторая — устное аудирование. Кроме того, раз на ЦТ ввели 4 теста, почему бы не сделать три профильных предмета? Тогда документ по среднему образованию нам вообще не нужен. Экзамены дадут характеристику абитуриенту.

С аттестатами много вопросов. Ведь одни абитуриенты приходят с документом об окончании школы, другие — техникума или профтехлицея. Единства нет. Обилие документов, если, например, один из них лучше другого, зачастую провоцирует давление со стороны абитуриента. Все это усложняет процедуру приема документов. Если рассматривать только профильные экзамены, это будет проще. Смысл есть разве что оставить привилегии для медалистов. По нашему опыту, эти ребята подтверждают отличные знания и во время учебы в вузе.

В школах начинает развиваться профильное образование. Для профильных педклассов, сельхозпрофиля, кадетов есть определенные бонусы при поступлении. Возможно, эта практика будет продолжена и для других важных направлений. Может быть, стоит  учитывать школьную оценку по профильным предметам. Этот вопрос  следует анализировать. Оставлять средний балл аттестата можно и нужно разве что на уровне среднего специального, профессионально-технического образования.

Эдуард КАЛИЦКИЙ, первый проректор Республиканского института профобразования:


— Пятибалльная система — по сути, ведь ее не было. Она была трехбалльной — единицы и двойки почти не ставили. Учителя выходили из ситуации с помощью каких-то изобретений. Один из моих преподавателей, например, слабую пятерку выводил тонкой линией, а крепкую — жирной. Кто-то ставил рядом точку. Вернись к такому методу оценивания, мы опять усложним им задачу. Трехбалльная система — слишком узкое поле. Когда вводилась десятибалльная система, это и была возможность для более точного оценивания. И 8, и 9, и 10 — это все пятерки. Но первая и есть та самая пятерка с минусом, вторая — просто пятерка, третья — пятерка с плюсом. Жаль, что теперь это забыто и к оцениванию применяются другие критерии. Что значит проявить элемент творчества? Образно говоря, я изучаю дорожные знаки. Какое творчество тут может быть? Да и у каждого человека, даже самого одаренного, свои таланты. Значит ли, что ему по другим предметам нужно снижать отметку за отсутствие творческого подхода? Убежден, что систему оценивания менять не нужно. Нужно просто пересмотреть критерии.

veraart14@mail.ru

Версия для печати
Георгий
 "Что значит проявить элемент творчества? Образно говоря, я изучаю дорожные знаки".
Можно провести олимпиаду на знание дорожных знаков. Всегда найдутся "Умники и умницы", как в известной телепередачи, Им-то и можно поставить 10 баллов.
Макаренко Александр Григорьевич
Высказывания о пагубных последствиях от введения 10-балльной оценки были в публикациях Советской Белоруссии ("О будущем общеобразовательной школы" - 16.01.2014, "Стержень для школы" - 28.04.2015, "Субъективные суждения Макаренко" - 07.06.2016). А в начале этого года уже в другом издании приводилось обобщающее заключение по поводу этого вывиха наших реформаторов: "ТАК В 2002 ГОДУ БЫЛО ЗАПУЩЕНО РЕЗКОЕ РАЗРУШЕНИЕ ОСНОВ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ. БЫЛИ ВЫБИТЫ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО АНАЛИЗА, ПОСЕЯН ХАОС В ОРГАНИЗАЦИИ ВСЕХ КОМПОНЕНТОВ СИСТЕМЫ, УСУГУБИЛАСЬ И БЕЗ ТОГО ТУПИКОВАЯ ПРОБЛЕМА В НАПИСАНИИ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И КНИГОИЗДАНИЯ В ЦЕЛОМ. И С ЭТОГО МОМЕНТА В ПЛАНЕ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ МЫ ЗАСТОПОРИЛИСЬ НА УРОВНЕ ПЕЧАЛЬНОГО НАЧАЛА РЕФОРМЫ 1998 ГОДА".
Чтобы убедиться в справедливости данных выводов, надо лишь познакомиться с замыслами наших авторов  введенного варианта 10-балльной системы, посмотреть их мифические предложения по  внедрению этого инородного тела (из другой парадигмы построения системы - личностно ориентированного обучения) в нашу уже изрядно потрепанную традиционную систему. А еще убедительнее - попробовать подготовить и провести хотя бы один урок в требованиях личностно ориентированного обучения.
И в заключение своего комментария должен заметить и подчеркнуть: сейчас все СМИ бросились на обсуждение темы возврата к 5-балльной системы и совсем отвлеклись от рассмотрения надвигающейся "ядерной зимы" для нашей школы, которая начнется совсем скоро после "единодушного одобрения" делегатами августовского педсовета предметных программ и учебников, рождающихся быстрее кроликов. Но как остановить эту реально угрожающую катастрофу!?!?!? Как остановить!?!?!?
Георгий
 "Что значит проявить элемент творчества? Образно говоря, я изучаю дорожные знаки".
Можно провести олимпиаду на знание дорожных знаков. Всегда найдутся "Умники и умницы", как в известной телепередачи, Им-то и можно поставить 10 баллов.
Георгий
Макаренко Александр Григорьевич написал:
А в начале этого года уже в другом издании приводилось обобщающее заключение по поводу этого вывиха наших реформаторов
Уважаемый Александр Григорьевич. А в чем собственно состоит "вывих","разрушение" и "хаос" от собственно перехода от пятибальной к десятибальной системе? Собственно этот переход никак не повлиял на проблемы образования. Система оценки знаний обеспечивает только измерение количества полученных знаний у учащегося. Это инструмент и только. Просто измеряли в "целых дюймах", а стали измерять в "миллиметрах или сантиметра". А вот как повысить объем полученных знаний - это и есть основная проблема. И она прежде всего решается повышением мотивации учащихся к получению, преобретению, добыче знаний и компетенций.
Макаренко Александр Григорьевич
 

Уважаемый Георгий!

 Вопросы в комментарии к данной статье (как и в обсуждениях «Стоит ли отказываться от десятибалльной системы?», опубликованной в Советской Белоруссии за 16.08.2017) Вы строите на заведомо ошибочных исходных утверждениях. Следовательно, вполне закономерно, приходите к ошибочным заключениям. Да и «повысить объем полученных знаний» - это лишь часть или сторона проблемы, и «прежде всего решается повышением мотивации» - не всегда, мягко говоря, так однозначно.

 Все вопросы Вашего комментария к этой статье являются повторением уже названных в вышеупомянутой. Там же имеется и мой ответ (от 18.08, 23:42). Подчеркну только, что «вывих реформаторов» заключается в том, что 10-балльная система оценки – это инородное тело для нашей (пока традиционной организации деятельности учителя и учения учащихся) школьной системы. И сегодня (судя по активным высказываниям участников обсуждения темы системы оценки во многих откликах) можно утверждать, что в нашей системе образования «работает» множество самосочиненных 10-балльных систем, но среди них нет ни одной, которая является министерской.

 О масштабах нанесенного вреда данным «вывихом» можно будет судить лишь после специальных исследований. Мои оценки - это то «обобщающее заключение по поводу вывиха», подробное рассмотрение которого приведет к определению: материальных потерь, потери педагогического потенциала страны, нервных перенапряжений учителей, учащихся и их родителей, двадцатилетней стагнации системы образования и многого другого негатива.

 

 
Макаренко Александр Григорьевич
 

ПОПРАВКА. Вместо «… двадцатилетней стагнации системы образования...» следует читать: «… 15-летней стагнации системы образования…».

 
Георгий
Уважаемый Александр Григорьевич, и все же Вы уходите от прямого ответа на вопрос: чем лучше 5-балльная система 10-балльной. Вы пишите, что "10-балльная система оценки – это инородное тело для нашей (пока традиционной организации деятельности учителя и учения учащихся) школьной системы". Но ведь 0-балльная система оценки это более точный способ измерения знаний учащегося по сравнению с 5-балльной (по сути, с 4-балльной, 5, 4, 3, 2). Вам не нравиться слово знания. Будем считать, что знаниями является результат личностно ориентированного обучения. И этот результат при 10-балльной системе измеряется точнее, чем при 5-балльной. В конце концов, при участии в централизованном тестирования для отбора учащихся для поступления в высшие учебные заведения требуются все же знания (никто тестирование не отменит по известной причине, не связанной с учением).  Причем измеряются они с применением 100 бальной системы, которая является более точной по сравнению даже с 10-балльной.
На сайте диссертаций поиск по точной фразе "личностно ориентированное обучение" находит 10387 диссертаций, в которых исследуется технология личностно ориентированного обучения. А вот применять могут только учителя, которые вВУЗе учились на 10, 9 и 8, которых совсем немного.
Вы не дооцениваете мотивацию к получению знаний. Я уже приводил результат опроса в программе Вадима Гигина "Дело принципа". На вопрос "От чего зависит успех на рынке труда?" Способностей 7 % Протекции 93 %.  
Георгий
Георгий написал:
Но ведь 0-балльная система оценки это более точный способ
Поправка. 10-балльная система
Георгий
Георгий написал:
100 бальной системы
Поправка. 100 балльной системы
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?