Пятибальная система оценки знаний: за и против

Пять на десять

Чуть больше двух недель остается до начала нового учебного года. Во вторник Президент провел рабочее совещание с заместителем Премьер-министра Василием Жарко и министром образования Игорем Карпенко. Там обсуждали новые учебники, рост зарплат педагогов и отказ от учета среднего балла аттестатов при поступлении. Однако на одной теме следовало бы остановиться подробнее — Правительство предлагает пересмотреть систему школьных и вузовских отметок. От ставшей уже привычной десятибалльной системы вернуться к пятибалльной. Президент предложение выслушал и заключил: прежде чем принимать какое-либо решение, его нужно хорошо обсудить.

Десятибалльная система существует у нас уже 15 лет. За это время выросло не одно поколение школьников
Фото  БЕЛТА

— Много вопросов стоит по десятибалльной системе. Иногда бывает субъективизм в оценке. И у нас нет неудовлетворительной оценки, — объяснил журналистам Василий Жарко после совещания. — Потому что один балл — это тоже оценка знаний. Раньше понимали: единица, двойка — это неудовлетворительные оценки. Поэтому надо вынести на обсуждение общественности. Может быть, и вернуться к пятибалльной системе. Чтобы каждый понимал: четыре — значит, четыре. Пять — значит, отличник. Нет субъективизма. Что такое 4 с минусом, 4 и 4 с плюсом — 6, 7, 8. Где грань между шестеркой и семеркой, семеркой и восьмеркой?

Следует сказать, что десятибалльная система в стране существует уже 15 лет — с 2002 года. И до сих пор две эти системы сравнивают, каждый раз находя недостатки то в одной, то в другой. Мы обзвонили педагогов и спросили их мнение. Ответы были примерно одинаковы: если будет принят нормативный документ и произойдет возврат на пятибалльную систему, школьные учителя, в общем-то, адаптируются быстро. Вопрос в том, что существующая десятибалльная шкала более подвижная.

МНЕНИЯ

Вячеслав МОЛОФЕЕВ, декан факультета доуниверситетского образования БГУ:


— В связи с тем, что в Правила приема в вузы в ближайшее время планируют внести изменения, а в частности речь идет о появлении дополнительных внутривузовских экзаменов, необходимость учитывать средний балл аттестата может отпасть сама собой. Например, экзамен по иностранному языку может стать двухэтапным: первая часть — ЦТ, вторая — устное аудирование. Кроме того, раз на ЦТ ввели 4 теста, почему бы не сделать три профильных предмета? Тогда документ по среднему образованию нам вообще не нужен. Экзамены дадут характеристику абитуриенту.

С аттестатами много вопросов. Ведь одни абитуриенты приходят с документом об окончании школы, другие — техникума или профтехлицея. Единства нет. Обилие документов, если, например, один из них лучше другого, зачастую провоцирует давление со стороны абитуриента. Все это усложняет процедуру приема документов. Если рассматривать только профильные экзамены, это будет проще. Смысл есть разве что оставить привилегии для медалистов. По нашему опыту, эти ребята подтверждают отличные знания и во время учебы в вузе.

В школах начинает развиваться профильное образование. Для профильных педклассов, сельхозпрофиля, кадетов есть определенные бонусы при поступлении. Возможно, эта практика будет продолжена и для других важных направлений. Может быть, стоит  учитывать школьную оценку по профильным предметам. Этот вопрос  следует анализировать. Оставлять средний балл аттестата можно и нужно разве что на уровне среднего специального, профессионально-технического образования.

Эдуард КАЛИЦКИЙ, первый проректор Республиканского института профобразования:


— Пятибалльная система — по сути, ведь ее не было. Она была трехбалльной — единицы и двойки почти не ставили. Учителя выходили из ситуации с помощью каких-то изобретений. Один из моих преподавателей, например, слабую пятерку выводил тонкой линией, а крепкую — жирной. Кто-то ставил рядом точку. Вернись к такому методу оценивания, мы опять усложним им задачу. Трехбалльная система — слишком узкое поле. Когда вводилась десятибалльная система, это и была возможность для более точного оценивания. И 8, и 9, и 10 — это все пятерки. Но первая и есть та самая пятерка с минусом, вторая — просто пятерка, третья — пятерка с плюсом. Жаль, что теперь это забыто и к оцениванию применяются другие критерии. Что значит проявить элемент творчества? Образно говоря, я изучаю дорожные знаки. Какое творчество тут может быть? Да и у каждого человека, даже самого одаренного, свои таланты. Значит ли, что ему по другим предметам нужно снижать отметку за отсутствие творческого подхода? Убежден, что систему оценивания менять не нужно. Нужно просто пересмотреть критерии.

veraart14@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter