В Беларуси планируют создать самостоятельный мощный антимонопольный орган

Пять лет вперед

На рассмотрение депутатов Парламента вынесена программа деятельности Правительства на 2016—2020 годы — документ основополагающий и, несомненно, важный. Сверяясь с его пунктами, ближайшие несколько лет будет жить и развиваться страна. Учитывая, что готовить его пришлось в непростых условиях крайне неблагоприятной макроэкономической конъюнктуры, главный вопрос, который возникает: не случится ли так, что уже через год, а то и несколько месяцев большинство пунктов нынешнего мегаплана окажутся неактуальными. В Правительстве считают, что предусмотреть им удастся если не все, то по крайней мере многое.


Глава Минэкономики Владимир Зиновский рассказал, в чем главная «фишка» нынешней Программы деятельности Правительства. В отличие от прежних аналогичных пятилетних планов она, по сути, состоит из нескольких частей — собственно программы и двадцати различных госпрограмм. Прием следующий: все системные вопросы отражены в документах более высокого иерархического уровня, а детализация отраслевых решений происходит на уровне госпрограмм, каждая из которых, кстати, пусть и прошла по несколько согласований, но приняты из них пока лишь две. Одна касается развития и содержания автодорог, вторая посвящена развитию фармацевтической промышленности. Впрочем, дело осталось только за принятием окончательных решений. По крайней мере, в Минэкономики согласовали уже 15 из 20 госпрограмм, таких, например, как социальной защиты и содействия занятости населения, развития малого и среднего предпринимательства, преодоления последствий катастрофы на ЧАЭС, развития наукоемких технологий, техники и инноваций, аграрного бизнеса, демографической безопасности и других. 

В программе деятельности Правительства установлены три базовых условия экономической политики. Так сказать, три «маяка», на которые придется ориентироваться экономическим ведомствам. Это прежде всего обеспечение макроэкономической сбалансированности — то есть снижение инфляции до однозначных значений в 2017 году и доведение ее к 2020-му до уровня не более 5%. Причем все это должно происходить при одновременном снижении процентных ставок в экономике. Во-вторых, подразумевается наращивание золотовалютных резервов до минимального безопасного уровня — не ниже трех месяцев импорта. Третий важный момент— бездолговое финансирование платежного баланса страны и постепенная выплата сформированных внешних долгов. Этот пункт потребует недопущения дефицита счета платежного баланса больше 3% ВВП в год.

Программу деятельности Правительства на пятилетку разбили на пять главных блоков. Первый — это меры, направленные на восстановление конкурентоспособности промышленного комплекса. Для этой цели предусмотрено поэтапное снижение перекрестного субсидирования. Пойти на этот шаг придется до конца 2018 года. В результате, считает Владимир Зиновский, сэкономленные средства останутся в промышленности и будут направлены на снижение тарифов. Фактически такой шаг означает, что оборот предприятий только к 2017 году увеличится на 8 трлн рублей. Условия работы наших предприятий должны быть сопоставимы с их конкурентами в ЕАЭС, считают в Минэкономики.

Второй блок системных вопросов программы связан со снижением затрат и реструктуризацией энергетики и ЖКХ. Эта часть касается всех и каждого. 

— Издержки монополий будут взяты под жесткий контроль, — пообещал министр экономики. — Предусмотрены прозрачное разделение затрат и их учет по видам деятельности, а также разделение функций заказчика и исполнителя. Планируется создать самостоятельный мощный антимонопольный орган наподобие ФАС в России. 

Снижение затрат на ЖКУ в 2016 году запланировано на 15% и далее по 5% ежегодно до 2020 года. Возмещение тарифов населением планируется осуществить в три этапа: конец 2016 года — выход на 50% возмещения затрат, конец 2017 года — на 75%, к концу 2018 года — на 100%. Эти процессы, как особо подчеркнул министр, будут происходить в увязке со снижением себестоимости и перекрестного субсидирования и ростом адресной социальной поддержки. Также важной задачей уже на нынешний год является внедрение целевых адресных безналичных субсидий на оплату ЖКУ.

Оставшиеся блоки программы посвящены строительному комплексу и социальным вопросам, а также развитию малого и среднего бизнеса. Финансовую поддержку таких предприятий планируется осуществлять через специальные банковские продукты, включая микрокредиты, появление которых наконец-то пообещали нашим малым предприятиям со 100-процентной вероятностью, а также реализацию Банком развития специальной программы для малого и среднего бизнеса. Также министр экономики призвал не забывать про привлечение средств международных финансовых организаций, таких как Всемирный банк и ЕБРР, и особое внимание уделить китайским кредитам. На различного рода интересные проекты для сектора МСБ китайские партнеры готовы выделить до полумиллиарда долларов.

benko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter