Пять лет с гарантией

Малые жанры Светланы Лицкевич
Это событие для нас всех — и нынешних, и потенциальных молодых матерей — без преувеличения можно назвать знаковым. Речь идет о подписанном недавно Президентом Указе N 369. Напомню, в соответствии с ним наниматель обязан заключать контракт с матерью до достижения ее ребенком 5–летнего возраста.

Указ этот написан, если хотите, судьбами. Приведу реальный пример. Беременность у Елены протекала тяжело. Практически все время она находилась в стационаре. Когда пришло время оформлять декрет, ей честно сообщили, что контракт с ней продлен не будет: «От тебя вот уже полгода толку никакого, а что будет, когда ребенок родится? «Больничный» за «больничным». Извини. Контракт у тебя заканчивается в мае — он не будет продлен». Между прочим, речь идет не о частном предприятии, на которые мы частенько пеняем, что соцзащиты, как таковой, там не бывает: гражданка Л. трудилась в государственном учреждении. Да и наниматель, отказавший ей, между прочим, женщина. И даже мама. Правда, взрослого ребенка. Позабыла, наверное, что он не в капусте нашелся...

Елена стала безработной, когда ее сынишке было всего два месяца. Другую работу, понятное дело, не нашла. Кому охота взваливать на себя груз социальной ответственности, да еще за темную лошадку, о качестве работы которой ничего не известно? Сегодня ребенку уже четыре года. Он ходит в сад, но часто болеет. А Елена по–прежнему безработная. Между прочим, с двумя высшими образованиями и свежими курсами повышения квалификации.

— Я себя уже «дыпламаваным баранам» прозвала, — горько шутит она. А на работу все равно не берут. Слишком весомый аргумент — маленький ребенок.

Сейчас Елена воспрянула. Не то, чтоб рабочее место сразу нашлось. Но надежда на то, что через месяц–другой ее с новой работы не попросят по причине частых «больничных», все–таки что–то да значит.

В ту пору, когда с Еленой не продлили контракт, наниматель принимал на работу женщину на общих основаниях. И по закону мог прервать с ней контрактные отношения, невзирая на ее беременность или декретный отпуск. В августе прошлого года контракты с мамами обязали продлевать, пока малышу не исполнится 3 года. Женщины облегченно вздохнули — хотя бы не потеряют работу, пока сидят с детьми в декрете. Нынче же контракт дает мамам 5–летнюю рабочую гарантию. Причем если женщина с маленьким ребенком захочет сменить место работы, уже следующий работодатель должен будет заключать контракт с ней до пятилетия ее чада.

— Указ разрабатывался по прямому поручению Президента, — говорит начальник юридического отдела Министерства труда и социальной защиты Инесса Чистякова. — Это серьезная мера защиты для женщин, матерей. Ведь не секрет, что за время пребывания в декретном отпуске у женщины теряются профессиональные навыки, потом, когда она выходит на работу, болеют дети. Наниматели не хотят этого понимать, но дети, увы, по–другому не растут. Для того чтобы женщина имела средства к существованию (особенно это актуально для неполных семей), чтобы не растеряла профессиональные навыки, и введена эта мера. Конечно, быть может, теперь работодатели будут более осторожно брать на работу женщин детородного возраста. Но отследить факты подобной дискриминации, к сожалению, невозможно. Никто ведь прямо в этом не признается. Это, как говорится, остается на совести нанимателя. Хотя, как показывает практика, чем больше льгот, тем меньше ими пользуются. Чтобы просто не оказаться в рядах тех, кто не нужен. Так что тут заинтересованность должна быть обоюдная...

А Елена работу нашла. Говорит, хорошую, по душе. Как раз в эти дни, когда я собирала комментарии для колонки. Такое вот чудесное стечение обстоятельств.

Litskevich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter