Пять лет поиска и побед

Копыльские  кооператоры  продемонстрировали  слаженную  и  высокоэффективную  работу

В  отчетном  периоде  копыльские  кооператоры  продемонстрировали  слаженную,  высокоэффективную  работу,  что  позволило  по  многим  направлениям  занять  лидирующие  позиции  в  Минском  облпотребсоюзе

По словам председателя  ревизионной комиссии Минского облпотребсоюза Владимира Косенкова, который принял участие в работе отчетно-выборного собрания уполномоченных, в минувшем году кооператоры Копыльщины единственные в столичной области выполнили все двенадцать установленных прогнозных показателей развития. Рядом можно поставить разве что Дзержинское райпо, где также справились с поставленной задачей, но там были доведены одиннадцать прогнозных параметров. Впору задаться вопросом, был ли случаен успех? Скорее, видимо, закономерен: в течение всего отчетного периода велась последовательная и целенаправленная работа по наращиванию объемов кооперативной деятельности. Образно говоря, это были пять лет поиска и побед.

В отчетном докладе председателя правления Копыльского райпо Светланы Полещук были приведены конкретные цифры, позволяющие проследить динамику развития. В частности, за пятилетку обеспечен темп роста всего товарооборота на 21,5 процента, розничного товарооборота общепита — 21, продукции собственного производства — 19,8, закупок сельхозпродукции и сырья у населения — 186,7, производства потребительских товаров — 22,7, оказания платных услуг — 108,3, экспорта товаров — 348,3 процента. Благодаря рентабельной работе всех кооперативных отраслей оставалось стабильным финансовое положение потребительского общества, что, в свою очередь, позволило улучшить материальное благосостояние работников. При этом заработная плата всегда выплачивалась своевременно, в установленные коллективным договором сроки. Еще информация к размышлению: инвестиции в основной капитал составили 7,1 миллиарда рублей.

— Сегодня наше райпо, — подчеркнула Светлана Полещук, — является солидной хозяйственной структурой, которая занимает доминирующее положение в экономике района. Торговое обслуживание населения осуществляют 138 магазинов с общей торговой площадью 10,4 тысячи квадратных метров. По итогам работы в минувшем году кооперативная организация признана лучшей среди предприятий сферы обслуживания и награждена Почетной грамотой районного исполнительного комитета.

Никого, думаю, не надо убеждать в том, что потребительское общество занимает достойную нишу на местном рынке товаров и услуг. Причем сфера интересов не ограничивается только рамками райцентра и крупных населенных пунктов. Присутствие кооператоров ощущается даже в самых отдаленных деревеньках, и люди им за это благодарны. Немногим более сотни человек, например, проживают в деревне Деречино, большинство из них преклонного возраста, пенсионеры. Здешний магазин товаров повседневного спроса стал для них, что называется, вторым домом, где всегда приветливо встречает гостеприимная хозяйка Вера Ламейко. Аналогичный магазин имеется также в соседней деревне Блевчицы, да и коммерсанты сюда частенько наведываются, но сельчане отдают предпочтение своему предприятию торговли. Не зря говорят: как ты к людям, так и люди к тебе. Все, оказывается, очень просто, но как порой не хватает элементарной чуткости и внимания. У Веры Ламейко с этим все в порядке, умеет найти подход к каждому из покупателей. А после того, как с помощью райпо провели в магазине реконструкцию, установили современное холодильное оборудование, и вовсе дела пошли на лад. В результате в минувшем году темп роста товарооборота составил 177,4 процента в сопоставимых ценах. Вот уж, действительно, мал золотник, да дорог!

Последние пять лет прошли на Копыльщине, если можно так выразиться, под знаком агрогородков. Такой статус обрели десять населенных пунктов, в которых, между прочим, расположены шестнадцать кооперативных торговых объектов. Понятно, что они находились на особом контроле в правлении райпо. Там были проведены капитальные ремонты с заменой торгового и холодильного оборудования, установлены кондиционеры. Затраты при этом составили свыше 2,6 миллиарда рублей. О масштабности проделанной работы можно судить хотя бы по агрогородку Тимковичи, где изменили свой облик и внутреннее содержание все четыре кооперативных магазина, а также столовая и кондитерский цех ЧУП «Кооппит». Затраты на ремонт и реконструкцию составили 642 миллиона рублей. Кроме того, более 90 миллионов рублей было израсходовано на приобретение торгового и холодильного оборудования.

Суммы, конечно, немаленькие, но, по мнению Светланы Полещук, это были оправданные затраты, которые окупятся сторицей. Ведь все торговые объекты в агрогородках переведены на работу по методу самообслуживания, что позволило улучшить торговое обслуживание сельских жителей и увеличить объемы товарооборота почти в два раза. В минувшем году, к примеру, пред-приятиями торговли реализовано товаров на 43,3 миллиарда рублей. Темп роста товарооборота — 115,2 процента в сопоставимых ценах при прогнозе 114 процентов. Обратите внимание: по абсолютной сумме товарооборота среди районов Минской области Копыльское райпо занимает стабильное шестое место. Результат, согласитесь, достаточно высокий, хотя надо признать, что еще не все резервы приведены в действие.

Об этом, обращаясь к участникам собрания, говорила заместитель председателя Копыльского райисполкома Алла Романовская. Она считает, что по итогам работы в 2009 году райпо вполне может подняться по этому показателю, как минимум, на три ступеньки выше. Для такого прогноза имеются определенные основания. Среднемесячный товарооборот на одного жителя в минувшем году составил 117,6 тысячи рублей при 58,1 тысячи по облпотребсоюзу.

— Вы профессионалы, — подчеркнула Алла Романовская, — и должны на деле доказать, что лучшие, что способны на равных конкурировать с другими хозяйствующими торговыми субъектами.

О том, что кооператорам приходится действовать отнюдь не в тепличных условиях, можно судить и по тому, что в районе зарегистрировано 343 индивидуальных предпринимателя, 6 юридических лиц, 12 ЧУПов, 62 предприятия малого и среднего бизнеса. Только в минувшем году получили лицензии 73 индивидуальных предпринимателя, причем 30 из них имеют право выездной торговли, а 4 — на реализацию алкогольной продукции. Кроме того, в райцентре расположены фирменные торговые предприятия ОАО «Копыльский маслосырзавод», ЗАО «Копыльское», ОАО «Старобинское предприятие рабочего снабжения». Опять-таки на балансе райпо по состоянию на начало нынешнего года насчитывалось 47 убыточных магазинов мелкорозничной торговой сети. Тем не менее ни один из них не был закрыт, потому что, как заметила Светлана Полещук, «в небольших населенных пунктах тоже живут наши люди».

— В условиях жесткой конкуренции, — сказала Светлана Александровна, — мы стремимся цивилизованными методами отстаивать свои позиции на местном потребительском рынке.

Такая работа проводится постоянно, с учетом складывающейся обстановки, что в конечном итоге позволяет достойно отвечать на вызовы времени. Остановлюсь на таком моменте, как открытие фирменных секций отечественных товаропроизводителей, что позволяет шире представлять ассортимент промышленных и продовольственных товаров и, естественно, наиболее полно удовлетворять запросы покупателей. Магазином «Престиж», например, в прошлом году через фирменную секцию ОАО «Горизонт» было продано 240 телевизоров — на 90 больше, чем в предыдущем году. На 285 миллионов рублей было продано мебели через фирменную секцию «Пинскдрев». Через фирменные секции ОАО «Слуцкий мясокомбинат» в универсамах «Зимняя вишня» и «Ласточка» реализовано 24,2 тонны колбасных изделий. Экономический эффект, как видим, значительный, и не случайно в райпо намерены в дальнейшем активно развивать эту форму торговой деятельности.

— На 2009 год , — констатировала Светлана Полещук, — перед торговой отраслью поставлена нелегкая задача: обеспечить темп роста товарооборота 115 процентов в сопоставимых ценах. Успешное ее решение — долг каждого работника, от продавца, заведующего магазином до руководства райпо.

Наряду с традиционными методами планируется практиковать выездную и выносную торговлю на рынках, проводить расширенные распродажи, выставки-продажи отдельных групп товаров, принимать активное участие в сезонных ярмарках. Только за счет перечисленных факторов в потребительском обществе рассчитывают получить 2,5 миллиарда рублей дополнительного товарооборота.

Не менее напряженные задачи стоят перед отраслью общественного питания, которая в отчетном периоде тоже развивалась, скажем так, по восходящей. Показателен в этом отношении минувший год, когда по реализации продукции на одного человека копыляне заняли второе место в Минской области. О высоком профессионализме здешних работников свидетельствует присвоение званий мастер-повар повару VI разряда ресторана «Колос» Светлане Чиж и мастер-кондитер — кондитеру VI разряда кондитерского цеха деревни Тимковичи Галине Боровик. Однако, как верно замечено, нет предела совершенству. Нынче в общественном питании необходимо выйти на темп роста розничного товарооборота 110 процентов и производства собственной продукции — 107 процентов в сопоставимых ценах. Залог успеха здесь видят в дальнейшем обновлении материально-технической базы отрасли. Один из наиболее значительных проектов — реконструкция ресторана «Колос», который, по словам Светланы Полещук, должен соответстовать современным требованиям. Всего предполагается инвестировать 950 миллионов рублей. В настоящее время в стадии разработки находится проектно-сметная документация, а первая часть проекта уже передана на экспертизу.

В кооперативной промышленности одним из наиболее значимых событий стало, пожалуй, получение в октябре минувшего года сертификата системы менеджмента качества ИСО 9001 на производство колбасных изделий и полуфабрикатов. Успехи здесь очевидны: удельный вес сыровяленых и сырокопченых колбас составил 46,7 процента в общем объеме производства. Вместе с тем надо признать, что в этой отрасли, как ни в какой другой, затянулся процесс модернизации и адаптации к современным условиям работы. В результате почти на 180 тонн сократился выпуск хлебобулочных изделий, причем, как самокритично признался директор ЧУП «Копыльский кооппром» Виктор Смусенок, такая негативная тенденция сохранялась на протяжении всего отчетного периода. Меньше было произведено также кондитерских и колбасных изделий. По общему мнению, чтобы удержать позиции на рынке, необходимо постоянно работать над ассортиментом продукции, ее качеством, особенно по вареным колбасам, потребительские свойства которых уступают произведенным на мясокомбинатах.

В целом удачно сложился минувший год для копыльских заготовителей. У населения было закуплено сельхозпродукции на 1,3 миллиарда рублей. Это на 40,1 процента больше, чем в 2007 году. По темпам роста заготовительного оборота райпо находится на третьем месте среди районов области. Причем наблюдалась устойчивая тенденция роста удельного веса заготовок от населения, которая в итоге составила 50 процентов в общем объеме заготовок. Однако и здесь, к сожалению, не обошлось без досадных промахов. Была допущена, в частности, отрицательная динамика по заготовке лектехсырья, тряпья, макулатуры, лома цветных металлов, мясопродуктов.

В докладе, выступлениях участников собрания была дана объективная оценка состоянию дел во всех отраслях кооперативной деятельности. Поступили конкретные предложения по устранению имеющихся недостатков, решению проблемных вопросов. Их реализация, безусловно, будет способствовать дальнейшему повышению эффективности работы потребительского общества, а значит, улучшению обслуживания населения. Что, собственно говоря, и следовало доказать.

Председателем правления Копыльского райпо вновь избрана Светлана Полещук. Председателем ревизионной комиссии — Оксана Федотова.

На снимке: председателем правления Копыльского райпо вновь избрана Светлана ПОЛЕЩУК.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter