Пьяный адреналин

За девять месяцев нынешнего года только на Могилевщине задержано более четырех тысяч водителей за управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения.

Почему не уменьшается количество водителей, садящихся за руль в состоянии алкогольного опьянения?

За девять месяцев нынешнего года только на Могилевщине задержано более четырех тысяч водителей за управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения. Причем добрых четыре сотни совершили это нарушение в течение года повторно, а значит, сели за руль не только будучи пьяными, но уже и не имея водительских удостоверений.

Что двигало этими людьми? Какая надобность так грубо нарушать не только дорожные правила, но и Уголовный кодекс? Об этом и о многом другом корреспондент “НГ” беседует с начальником управления ГАИ управления внутренних дел Могилевского облисполкома полковником милиции Михаилом НЕВМЕРЖИЦКИМ.

— Знаете, в моей многолетней практике можно по пальцам пересчитать случаи, когда о пьяном водителе кто-то сообщил автоинспекции, — начал рассказ Михаил Михайлович. — А уж если о таком сообщении стало известно, то иным словом, кроме как “сдал”, этот случай окружающими не характеризуется. Причем никому даже на ум не придет задуматься о том, что сообщивший о выпивохе за рулем, может быть, спас не одну жизнь. Поэтому хочу еще раз призвать: подумайте, прежде чем позволять выпившему водителю сесть за руль. Очень дорого будет стоить ваше молчаливое согласие.

Ситуации часто усугубляет то, что сейчас техника скоростная, мощная. А поведение за рулем выпившего человека неадекватное, что называется, без тормозов. Контролировать себя он не в состоянии, как и скорость, особенности управления. И даже если не столкнется с препятствием или другим автомобилем, то загремит в кювет. Как, например, случилось с 49-летним могилевчанином. На сельской дороге в Дрибинском районе он посадил в машину двух пожилых пассажирок и решил, несмотря на то что уже приложился к рюмке, прокатиться с ветерком. Но именно неадекватность действий и потеря самоконтроля привела к тому, что машина оказалась в кювете и опрокинулась. Одна из пассажирок погибла на месте аварии, а вторая через сутки умерла в больнице.

Пьяная неадекватность особенно проявляется при наездах на препятствия, обгонах и выездах на встречную полосу движения. В этих случаях водитель просто не в состоянии правильно определить расстояние с учетом скорости движения.

— Судя по статистике, от пьяного безрассудства не останавливает ни лишение прав управления, ни внушительные суммы штрафов, ни даже тюрьма?

— Представьте себе! Каждый десятый “лишенец” вновь садится лихачить. Так это только те, кого нам удалось, что называется, выловить. Но при всем желании инспектор на дороге не может да и не имеет права беспричинно останавливать на дороге каждого водителя, если он при этом не вызывает подозрения поведением и ничего не нарушает. А это значит, что многие “проскакивают”. И тут, думается, кроется еще одна причина, по которой людей не останавливает грядущее наказание. В народе ее давно поименовали знаменитым “авосем”. “Все может случиться с кем угодно, но только не со мной”.

Глубокой ночью наши инспекторы увидели мчащийся на приличной скорости по могилевским улицам БМВ. Включили проблесковые маячки, по громкой связи предложили водителю остановиться. А тот лишь прибавил газу. Что у нарушителя на уме? От какой ответственности он убегает? Эти вопросы необходимо было выяснить. И сотрудники ГАИ начали преследовать лихача. А он выскочил на мост и попер по встречной полосе. Беды, казалось, не миновать. Но беглеца задержали буквально через километр за мостом. И кто же он? Мало того, что за рулем находился в состоянии алкогольного опьянения, так уже ранее был наказан за подобное деяние. Убегал от статьи Уголовного кодекса, грозившей лишением свободы до двух лет. А дел натворить при этом мог бы и на “десятку”.

— Так что же предпринять, как остановить эту “бойню” на дорогах?

— В первую очередь работать на изменение социальной психологии в отношении пьянства. Дело трудное и долгосрочное. Но игра стоит свеч.

Во-вторых, настало время многое изменить в системе подготовки водителей и получения ими прав на управление транспортным средством. Ведь если в других странах в автошколы и на автокурсы идут за получением твердых знаний правил дорожного движения и навыков управления автомобилем, то у нас, складывается впечатление, нередко цель обучающихся — только получение заветных корочек. В результате самые распространенные нарушения правил дорожного движения — это недостаточное умение маневрировать, несоблюдение скоростного режима и требований безопасного обгона.

Но главное, что при подготовке водителей не учат осознанию ответственности за то, что придется управлять средством повышенной опасности. Когда это станет неотъемлемой частью сознания каждого садящегося за руль, тогда на дорогах станет значительно благополучнее.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter