Пьянит молодое кино

Слухи о закрытии студии "XXI", как выяснилось, были сильно преувеличены.
Слухи о закрытии студии "XXI", как выяснилось, были сильно преувеличены. Ожидаемый скандал, взрывная волна от которого, как предполагалось в отечественной кинотусовке, распространится далеко за пределы "Беларусьфильма", оказался на поверку мыльным пузырем. Все претензии Министерства культуры к творческому содружеству молодых кинематографистов свелись к чистой формальности. А именно: при продаже фильма Александра Ефремова "Поводырь" дочернее предприятие киностудии "Беларусьфильм" нарушило некоторые условия лицензионного договора, что и стало основанием для выражения публичного недоверия его директору Сергею Артимовичу.

"Неудобные" документы исправили буквально в считанные часы, одновременно лопнула и угроза дальнейшему существованию студии "XXI" (хотя не факт, что угроза действительно была - все же для ликвидации предприятия, созданного распоряжением Президента страны, нужны основания гораздо более веские, чем нарушение, устраняемое нажатием нескольких клавиш компьютера). Сегодня уже очевидно - скандала не будет. И все же тучи над студией "XXI" сгущаются нешуточные.

Сгущаются они прежде всего над ее директором, который уже в начале апреля может лишиться своей должности (пока Сергей Артимович еще защищен действием контракта). Большинство кинематографистов, имеющих непосредственное отношение к студии "XXI", обеими руками голосуют за то, чтобы их нынешний директор оставался им и впредь, считая его генератором творческих идей. Но ответить на вопрос, принесли ли его идеи ощутимый результат, довольно затруднительно.

Изначальный смысл создания молодежной студии "XXI" был предельно прост - зарабатывать деньги и делать на них "молодое" кино. Именно поэтому Елена Трофименко, затеявшая этот амбициозный проект, пригласила Сергея Артимовича возглавить новорожденное предприятие. Энергичный режиссер, выступавший на собраниях с нестандартными идеями выведения отечественного кино из кризиса, показался ей потенциально хорошим продюсером. Но начал он свою деятельность с осуществления идеи не самой прибыльной и организовал "Фестиваль одного фильма", посчитав, что для начала студии нужно красиво заявить о своем существовании. Красиво не получилось - в сентябре прошлого года кинопрокат, в сотрудничестве с которым осуществлялся этот проект, решил, что может справиться без помощи молодых кинематографистов. "Скучные" предложения художественного руководителя Трофименко попытаться заработать съемками рекламы или социальных роликов поддержки не нашли. Возникли и другие разногласия, и она была уволена приглашенным самой же директором, хотя в составе студии все же осталась. А кинопроекты, родившиеся под крышей комнаты - "офиса" дочернего предприятия "Беларусьфильма", стали реализовываться отнюдь не под "лейблом" "XXI". Конечно, репутации студии все это не способствовало. Впрочем, с самого начала было ясно, что снимать кино без государственной поддержки едва ли удастся (разве что только американское кинопроизводство может позволить себе такую независимость). И Министерство культуры, в принципе, согласно помогать финансами молодым кинематографистам, правда, взамен желает контролировать их творчество. Понятно, что это вызывает общее недовольство студии "ХХI" - творчеству претят любые рамки. Но, как известно, кто платит деньги - тот и заказывает музыку. Судя по всему, дальнейшая судьба студии "XXI" будет определяться тем, согласится ли с таким положением вещей киношная молодежь или же нет. На киностудии "Беларусьфильм" это предприятие будет существовать в любом случае, шансы остаться на посту директора у Сергея Артимовича также достаточно велики - как бы то ни было, живую творческую атмосферу ему удалось здесь создать, а будущий руководитель должен быть принят коллективом - так решили в Министерстве культуры. К тому же альтернативы Артимовичу пока нет: с толковыми кинопродюсерами у отечественного кинематографа совсем беда - что у студии "ХХI", что у самого "Беларусьфильма". Но все-таки будет жаль, если из творческой фабрики молодого кино студия "XXI" превратится в "школьный" УПК молодых кинематографистов...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter