Пьяная пальма первенства

Смолевичским районным судом за минувший год рассмотрено 1.
Смолевичским районным судом за минувший год рассмотрено 1.010 гражданских и 358 уголовных дел.

Суд, расположенный в районном центре, не может сравниться по объему рассматриваемых дел с судами крупных городов. Но именно через призму типичного райсуда четче всего видны проблемы, присущие всему белорусскому правосудию.

О том, какие причины заставляют граждан обращаться сегодня в суд, мы беседуем с председателем Смолевичского районного суда Мариной Жакевич.

- Суд - своеобразное зеркало социальной жизни общества, - говорит Марина Феликсовна, - и поэтому я начну со зла, имя которому - пьянство. 176 дел в 2002 году, 70 в этом - разводы по причине пьянства одного из супругов. В суд в подавляющем большинстве обращаются женщины. До отчаянного шага их доводят непрекращающиеся скандалы. Водка, а не работа, не карьера заботит отцов семейств. И хотя женщину впереди ждут материальные и психологические трудности, она все-таки решает рвать отношения. Считает, что избирает меньшее зло - ибо защищает своих детей от деградирующего отца. Пока эта категория дел держит печальную пальму первенства.

- Я знаю, что на плечи судей ложится тяжким грузом наша общая правовая безграмотность. Где-то даже слышала цифру - одна треть рассматриваемых дел могла бы и вовсе не возбуждаться, будь у нас другая ментальность... Будь у нас такая привычка - прежде чем приступать к оформлению, скажем, наследства, не поленитесь, граждане, проконсультироваться у юриста. Это так?

- Да! У нас много, говоря юридическим языком, дел так называемого особого производства. Их главная задача - установление факта, имеющего юридическое значение. В основном эти дела связаны с принятием наследства. До введения нового Гражданского кодекса, принятого в 1999 году, не была обязательной государственная регистрация недвижимого имущества, достаточно было иметь свидетельство о праве наследования. Сейчас, чтобы, например, получить в наследство садовый домик, нужно на руках иметь документ, подтверждающий "право собственности наследодателя на наследование имущества", который выдается БТИ. Если этого документа нет - будьте любезны, обращайтесь в суд, тратьте время, несите материальные затраты...

Или ситуация с приватизированными земельными участками. Главным документом, подтверждающим передачу земли в собственность, является госакт. Сельсоветы плохо разъяснили это положение людям, и потому многие ограничились уплатой денег за стоимость земельного участка на основании решения сельсовета. И если владелец участка почил в бозе, наследникам надо опять же через суд восстанавливать свои права. Так что к оформлению документов следует подходить со всей ответственностью.

- Я слышала признание одного судьи, который рассказывал, как мучительно во время иных судебных разбирательств принимаются решения - судьям, к примеру, понятно, что требования закона диктуют чрезмерно суровое наказание обвиняемым, но иного не дано - закон суров, но он закон! Вам или вашим судьям случалось попадать в такие ситуации?

- Случалось. По Уголовному кодексу к тяжким преступлениям относятся кражи, совершенные с проникновением в жилище. Наш район имеет свою характерную особенность: мы - пристоличная зона и потому во многом дачная. "Дачное" воровство у нас, увы, не редкость. Но когда больше из озорства несовершеннолетние подростки проникают в дом и выносят банку огурцов или варенья, то и не подозревают, что им за это грозит лишение свободы от 5 до 10 лет. Судьям понятно, что подросток не всегда даже осознает, что совершил... В такие моменты суду решения давались совсем нелегко. Однако после 4 января 2003 г. в УК были внесены изменения, появилась возможность в отношении несовершеннолетних применять отсрочку исполнения наказания или условное осуждение - теперь суровая кара ждет провинившегося в случае рецидива. Так что практика вносит свои изменения в закон, и это хорошо. Должна заметить, в нашем районе крайне редко оспариваются принятые судом решения. Всего 4 процента общего количества рассмотренных дел было обжаловано, а это значит, что Фемида вершит суд справедливо, что люди нам доверяют.

- Судью, наверное, трудно чем-то удивить, и все-таки, когда заканчивается процесс и снимается мантия, идет человеческий обмен мнениями, по какому поводу он нет-нет, да и произнесет "не перестаю удивляться..."

- Раньше от матери, к которой применялась, я считаю, исключительная мера - лишение материнских прав, вырвать: "Я признаю иск" было практически невозможно. Сейчас мы начали все чаще сталкиваться с исключительным равнодушием горе-родителей, которые с легкостью перекладывают на плечи государства заботу о своих детях. В январе этого года суд лишил родительских прав супругов Жуковских. Двое их малышей голодали, оставались без присмотра, мать бродяжничала, квартира, в которой жила семья, не отапливалась. Когда органы опеки забирали детей, их вынуждены были прежде поместить в больницу - врачи обнаружили, что у малышей обморожены ноги и руки. Родители к судьбам собственных детей не проявили никакой заинтересованности. Разве можно с таким бессердечием когда-либо смириться...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter