В пражском Страговском монастыре проходит выставка белорусских художников и фотографов «Шляхам Скарыны да Прагi»

Путями Скорины в Прагу

В пражском Страговском монастыре проходит выставка белорусских художников и фотографов «Шляхам Скарыны да Прагi». В Прагу привезли работы творческих династий Аракчеевых, Маслениковых, Бархатковых и Батюковых.

Если в Беларуси есть творческие династии, то в Чехии нашлась династия людей, искренне любящих искусство, в том числе белорусское. Первый посол Чехии в Беларуси Иржи Карас так полюбил нашу страну, что и сегодня остается ее преданным поклонником и, можно сказать, пропагандистом. Мы стоим перед картинами, и он объясняет: «Это у нас такая традиция: мой папа дружил с художниками, мой дедушка, мой прадедушка — все дружили с художниками. Я тоже дружу с художниками, и у меня была идея организовать выставки белорусских художников. И сейчас в Чехии мы эти выставки проводим». Иржи Карас живет в небольшом городке Тршебич, где за два дня до открытия вернисажа в Праге открылась выставка известного белорусского фотографа Марины Батюковой «Сам–насам»: она снимала белорусов в рождественскую ночь в Красном костеле. Тршебичу, где есть памятники, занесенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и где, по словам Иржи Караса, все знают о белорусском искусстве, это интересно.

На пражской выставке 45 картин и, как говорит организатор выставки художник Оксана Аракчеева, «мне даже не верится, что мы это сделали». Когда я спрашиваю ее о связи имени белорусского первопечатника Франциска Скорины с этой выставкой, она говорит: «Пятьсот лет назад Скорина пришел в Прагу, чтобы напечатать белорусскую Библию. Белорусские скульпторы Эдуард Астафьев и Алесь Дранец приехали сюда в 1996 году, чтобы поставить памятник Франциску Скорине и установить мемориальную доску на Клементинуме. А мы — со следующей культурной миссией проходим его дорогой уже третий раз. Показываем, как искусство дальше продолжается в картинах, графике, фотографиях. Мы — непосредственные потомки Франциска Скорины».

То, что для нас, белорусов, имя Франциска Скорины одно из самых значимых в истории, — практически не подлежащая обсуждению аксиома. Меня интригует другое: а знают ли пражане и шире — чехи — о том, какую роль сыграл их город в белорусской истории? Иржи Карас отвечает, немного замявшись и как будто даже чуть–чуть извиняясь (но зато честно): «Не знают».

Нынешняя выставка — попытка это незнание устранить и, конечно, «разогрев» перед следующим годом, в который, напомню, мы будем отмечать 500–летие издания скориновской Библии в Праге.

Фото автора.

Советская Белоруссия № 203 (25085). Пятница, 21 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter