Пути, которые мы выбираем

Безработные переучиваются на востребованную профессию машиниста метрополитена

Миф, что в отделах по трудоустройству безработным предлагают переобучиться лишь на специальности не самые денежные. Как насчет профессии с зарплатой более 1.500 рублей? Это вполне реально, если кандидат имеет техническое образование, хорошее здоровье, готов к нескольким серьезным собеседованиям, в том числе и у психолога, во время которых предстоит доказать психоэмоциональную устойчивость и пройти тесты на скорость реакции. Все это только первоначальные требования к желающим стать машинистами метрополитена. У прошедших отбор впереди более 7 месяцев обучения, экзамены и практические занятия под руководством опытных инструкторов. И только потом можно впервые самостоятельно отправиться на маршрут. Как и первый вылет для летчика, это, говорят, запоминается на всю жизнь. Корреспонденты «СБ» узнали, где и как учат на машинистов ребят, пришедших по направлениям от центра занятости.


Ответственной профессии учат прямо в электродепо «Могилевское» (еще навыки машиниста постигают в «Московском»). Проходная серьезно оборудована — есть даже рамочный металлоискатель, а сотрудник службы охраны тщательно сверяет паспорта и выписывает пропуск. Еще бы, режимный объект. Каждый день отсюда выезжают составы в туннели столичного метрополитена. Учитывая график подземки, раньше всех заступающие на смену машинисты даже спят в депо. Учебный класс — просторный, с высокими потолками и плакатами со всевозможными схемами под самый верх. Чтобы достать до самых далеких схематично изображенных электроцепей — длинная указка, похожая на бильярдный кий. Собрались здесь те, кому будущая профессия действительно по душе. Как братьям–близнецам Сергею и Олегу Шульге (на снимке), уже окончившим курсы и в свое время пришедшим сюда именно по направлению от центра занятости. Когда–то они еще пассажирами увидели в вагоне метро объявление о наборе, а меньше чем через год уже стали машинистами подземной электрички.


Всегда учились вместе: и в школе, и в БГАТУ, и даже по распределению попали на одно сельхозпредприятие в Кореличский район. Сергей и Олег в унисон говорят, что свою новую работу считают особенно интересной:

— Обучение окончили сдачей итогового экзамена в начале сентября 2016 года, а через пару недель смогли уже совершить свой первый самостоятельный рейс. Конечно, сразу после экзамена мы отрабатывали навыки на маневрировании, ездили с машинистом–инструктором и, только когда уже доказали свои практические умения, сели в кабину одни. Да, в первые минуты волновались. Но вот проехал одну станцию, другую — и наступает спокойная уверенность, что все что нужно нам на курсах дали. Разбирали и различные варианты нештатных ситуаций. Поэтому, выходя на маршрут, мы просто сосредоточенно делаем свою работу, которой нас хорошо научили. Хотелось бы, чтобы и пассажиры понимали, что следование поезда по четкому расписанию зависит не только от машиниста, но и от них самих. Кто–то пытается штурмовать двери после объявления о том, что они закрываются, — это может вызвать задержку на какие–то секунды от графика. Но если так будет происходить на каждой станции?..

Для Дениса Иванца нынешняя группа стала дебютной в качестве преподавателя — он впервые ведет занятия с курсантами.

Требования к учебе не менее жесткие, чем первоначальный отбор. Заместитель начальника электродепо «Могилевское» по эксплуатации и куратор новой учебной группы, приступившей к занятиям в середине апреля, Денис Иванец делится статистикой: из средней группы в 25 курсантов не доходят до финальных испытаний и отчисляются 5 — 6 человек. Буквально месяц курсанты изучали общие предметы в Минском государственном профессионально–техническом колледже железнодорожного транспорта, а с 16 мая начались уже профильные занятия — по правилам технической эксплуатации, устройству пневматического и механического электрооборудования — в классе в депо. И до экзаменов они будут продолжаться по 8 часов 5 дней в неделю.

Среди тех, кто понимает, что нынешнее лето будет всецело посвящено учебе, и сидящий за первой партой Николай Каленик, также пришедший по направлению центра занятости. Футбольные клубы «Славия–Мозырь», «Смолевичи», «Динамо–Брест» — это не список любимых команд курсанта, а предыдущих мест работы. Николай профессионально занимался футболом, но о новой профессии говорит также с энтузиазмом:

Компьютеризированный тренажер помогает отрабатывать практические навыки прямо в учебном кабинете.

— Уже перезнакомились в группе друг с другом, если какие–то вопросы по учебе возникают, помогаем один одному. Жена тоже поддерживает меня в решении получить стабильную и востребованную профессию. Еще больше я укрепился в правильности выбора, когда вместе с машинистом проехались по маршруту от станции «Могилевской» до «Каменной Горки» — это была часть практического знакомства с метро. С нетерпением жду, когда самому можно будет сесть за управление в кабине поезда — чувствую, это мое. На самом деле еще 3 года назад, увидев объявление, хотел записаться на курсы, но набор закрыли до того, как я прошел необходимую медицинскую комиссию. Удивило, насколько серьезный у нее уровень. Так что в этом классе случайных людей нет.

akostyukevich@sb.by

Фото: Виталий ПИВОВАРЧИК
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Автор фото: Виталий ПИВОВАРЧИК
Загрузка...