Пути и дорожки «Лiстапада»

Сегодня вечером по ковровой дорожке у Дворца Республики прошествуют Людмила Гурченко, Вахтанг Кикабидзе, Эмир Кустурица и другие артисты, имена которых давно стали приметой хорошего кино...

Сегодня вечером по ковровой дорожке у Дворца Республики прошествуют Людмила Гурченко, Вахтанг Кикабидзе, Эмир Кустурица и другие артисты, имена которых давно стали приметой хорошего кино... Впрочем, звездные гости приезжают на Минский международный кинофестиваль «Лiстапад» каждый год. Событие это для Минска хоть и приятное, но никак не из разряда сюрпризов. А вот факт появления красной ковровой дорожки — символа международного кинофорума класса «А» — действительно прекрасная новость, знак больших качественных перемен, долгожданного обновления уютного, но потихоньку терявшего свой престиж минского фестиваля.


Итак, что нового и в чем традиции? «Лiстапад» по–прежнему остается «фестивалем фестивалей», собирая под сенью своих «листьев» фильмы знаменитые, титулованные. Но судить их будут уже не зрители (за которыми теперь останется только приз зрительских симпатий, что в общем–то справедливо), а профессиональное жюри во главе с Шарунасом Бартасом, самым крупным на сегодняшний день литовским режиссером. Изменился и принцип выбора фестивальных картин — если раньше конкурсную программу феста определяли международный кассовый успех и количество наград европейских кинофорумов, нынче наш фестиваль гораздо избирательнее.


— Давно хотелось, чтобы фестивальный продукт стал более четким, — откровенничает программный директор «Лiстапада» Игорь Сукманов. — Возможно, конкурсные фильмы, которые вам предстоит увидеть, раскроются не сразу. Но это кино и не рассчитано на зрителя, приходящего в кинотеатр только ради того, чтобы провести свободное время... Кстати, многие фильмы будут представлять сами авторы. Пригласить их в Минск было непросто. Но мы приложили максимум усилий для этого, ведь именно от них зависит, куда пойдет и что будет собой представлять завтрашний кинематограф.


Бесспорно, каждый из режиссеров основной программы — конкурса игрового кино (в котором национальная киностудия представит буквально только что смонтированный фильм Андрея Кудиненко «Масакра») — заслуживает отдельного разговора.


О них и поговорим.


Кто. Сергей Лозница, Украина. «Счастье мое».


О чем фильм. Водитель–дальнобойщик Георгий, оставив дома неверную жену, отправляется в долгое путешествие по российской провинции. Чтобы остаться там навсегда...


Почему надо смотреть. Родившийся в Барановичах Сергей Лозница сделал себе имя в украинской кинодокументалистике и лихо перешел на новый уровень — его дебютная игровая картина, сохранившая стилистику документального кино, наделала немало шума в Каннах и завоевала главный приз «Кинотавра–2010». Говорят, французская и российская публика до сих пор в шоке...


Кто. Леван Когуашвили, Грузия. «Прогульщики».


О чем фильм. Отказавшись приучить к наркотикам сына своего друга, безработный наркоман рискует провести в тюрьме весь остаток жизни. Однако шантажисты недооценили 45–летнего Чаки...


Почему надо смотреть. Не потому, что после главного приза кинофестиваля в Висбадене «Прогульщиков» хотели заполучить многие кинофорумы этого года. А потому, что эта душевная, искренняя драма с особенным юмором — настоящее грузинское кино, заставляющее вспомнить о традициях Иоселиани и Абуладзе. Кстати, Грузия надеется, что «Оскар–2010» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» будет у «Прогульщиков»!


Кто. Агнеш Кочиш, Венгрия. «Адриенна Пал».


О чем фильм. О богатом внутреннем мире тучной медсестры, работающей в отделении для безнадежных больных и обожающей пирожные с кремом. Правда, до поры она сама не подозревает о щедрости своей натуры...


Почему надо смотреть. Уже хотя бы потому, что мало о каком фильме было столько разговоров на последнем кинофоруме в Каннах, как о картине венгерского сценариста и режиссера, представленной в программе «Особый взгляд».


Кто. Кристи Пую, Румыния. «Аврора».


О чем фильм. Трехчасовая история человека, дошедшего до предела после тяжелого развода, бросившего работу и вышедшего на тропу убийства...


Почему надо смотреть. Почти документальный анализ мужской депрессии от создателя знаменитой картины «Смерть господина Лазареску», представленный в «Особом взгляде», критики назвали самым значительным фильмом Каннского кинофестиваля, хоть в конкурсной программе он и не участвовал. Сыграть главного героя Пую не смог доверить ни одному актеру и сделал это сам, что любопытно уже само по себе.


Кто. Актан Арым Курбат, Кыргызстан. «Свет–аке (Похититель света)»


О чем фильм. Свет–аке — прозвище жизнерадостного электрика, способного помочь односельчанам справиться не только с проводкой, но и с семейными неурядицами. Сочувствуя землякам, он даже готов нарушить закон — ведь далеко не все в бедном киргизском селении способны оплачивать электроэнергию...


Почему надо смотреть. «Свет–аке» уже выпущен в прокат во Франции, Германии, Голландии, Японии и Канаде. И это только начало... К слову, режиссер, сыгравший в своем фильме главную роль, уже гостил на нашем кинофоруме — в 2001 году за фильм «Маймыл» Актан Арым Курбат получил приз «Лiстапада» «За лучшую режиссуру».


Кто. Камен Калев, Болгария. «Восточные пьесы».


О чем фильм. Два брата, давно не видевшие друг друга, неожиданно встречаются во время погрома, устроенного неонацистами. Только один из них — палач, а другой — спаситель, пытающийся уберечь от расправы любимую девушку и ее семью. Но в результате прекрасной турчанке предстоит спасти обоих...


Почему надо смотреть. «Если вы не посмотрите этот фильм, то будете выглядеть глупо последующие 5 лет!» — так писали о «Восточных пьесах» французские кинокритики после премьеры картины на прошлогоднем Каннском кинофестивале. После этого Камена Калева позвали еще на 27 международных кинофорумов, где его фильм получил множество наград и право широкого проката в 15 европейских странах. Кстати, на одну из главных ролей режиссер пригласил своего давнего друга, который сыграл здесь фактически самого себя, но до мировой славы фильма, увы, не дожил...


Кто. Андрей Стемпковский, Россия. «Обратное движение».


О чем фильм. Немолодая провинциалка, получив известие о смерти сына, служащего в «горячей точке», берет в дом мальчишку–гастарбайтера. И тут возвращается «погибший» сын...


Почему надо смотреть. Одновременно с «Лiстападам» «Обратное движение» будут оценивать на немецком фестивале восточноевропейского кино. Фильм очень необычный, почти без слов, идею которого вынашивал еще Михаил Калатозов. Но реализовать ее смог молодой режиссер, долгое время работавший фотографом в глянцевых журналах. Любовь к красивым пейзажам Стемпковского на фестивале в Монреале уже оценили призом «За лучший дебют».


Кто. Светлана Проскурина, Россия. «Перемирие».


О чем фильм. Классический «роуд–муви» — фильм–странствие, персонажи которого постоянно находятся в дороге. Главный герой — водитель, встречающий на своем пути всевозможные неприятности и приключения, порой — весьма жестокие...


Почему надо смотреть. Гран–при «Кинотавра» — что тут еще добавить?


Кто. Борыс Ланкош, Польша. «Реверс».


О чем фильм. Остроумный вариант расхожего сюжета на тему «не родись красивой». С тонкой черно–белой стилизацией под 50–е годы прошлого века и неожиданными сюжетными поворотами.


Почему надо смотреть. Прошлогодний лауреат всех польских фестивалей и национальный кандидат на «Оскара» был назван лучшим фильмом в программе «Перспективы» нынешнего Московского кинофестиваля. Восхищаться необязательно, ознакомиться — стоит. В мировом киноконтексте «Реверс» уже занял определенное место.


Кто. Срджан Драгоевич, Сербия. «Святой Георгий убивает дракона».


О чем фильм. В дни Первой мировой войны в сербском селе на границе с Австро–Венгрией остаются только женщины, дети, старики и инвалиды. Калеки решают воспользоваться ситуацией, создать свое автономное государство... Дальнейшие события развиваются самым непредсказуемым образом, но здесь лучше сохранить интригу, чтобы не испортить удовольствие от просмотра.


Почему надо смотреть. Этот, один из самых дорогих фильмов в истории кинематографа бывшей Югославии, не только получил самые лестные отзывы от европейских критиков и был номинирован на «Оскара» как лучший иностранный фильм, но и заработал славу лучшего фильма последнего времени у сербской публики, определенно знающей толк в хорошем кино.


Кто. Дмитрий Мамулия, Россия. «Другое небо».


О чем фильм. О приключениях пожилого гастарбайтера в Москве, вместе с малолетним сыном пытающегося постичь слишком чужую для него действительность.


Почему надо смотреть. Главную роль в фильме исполнил актер из Туниса, который выглядит здесь абсолютно реальным персонажем. Мамулия не скрывает своих симпатий к легендарному мастеру американского «прямого кино» Фреду Уайзмену, снимая свое очень реалистичное кино, но с тайной, которую так хочется разгадать. По мнению российской прессы, «Другое небо», фильм — победитель Международного фестиваля авторского кино в Батуми — главное кинооткрытие этого года.


P.S. Расписание показов смотрите на сайте кинофестиваля http://www.listapad.com/

 

«Есть вопрос»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter