Пути Господни

Лето — период отпусков, отдыха, передышки. Нельзя утверждать, что все планируют куда-то уехать, и нельзя сказать, что летом никто не работает, ведь есть отпуска и в другие периоды года. Но, получив даже небольшой отрезок свободного времени летом, человек стремится хоть немного спланировать отпуск.

Не самый последний вопрос в планировании — учет дат календаря и особенностей праздников. В еврейском календаре на 11 июля и 1 августа выпадают посты, в которые в память о разрушении Иерусалимского Храма не едят и не пьют. Однако строгость поста, выпадающего на 1 августа (в еврейском календаре 9 ава), с одной стороны, поддерживается, а с другой — порождает ряд вопросов: кто и как должен соблюдать этот пост, какие есть мнения по исключениям и послаблениям?

Впрочем, самый важный пост в еврейском календаре — День Искупления. Мы читаем о послаблениях этого дня в Талмуде (трактат Йома) следующее: “Если еврейская беременная женщина в этот пост ощутила запах не кошерного мяса (свинины) и испытала сильное желание поесть мяса (а “под рукой” нет кошерного, так как никто не готовит в День искупления, в пост Йом Киппур), берут ложку, втыкают в мясо или обмакивают ее в соус и дают женщине эту ложку облизать. Таким образом, само не кошерное мясо она не употребляет. Если на этом она успокоится — хорошо. Если же ее желание не утихнет, и она будет настаивать на том, что ей нужно немедленно поесть этого, ей дают не кошерную еду (в нашем примере — свинину), пока не скажет она — “я успокоилась”. Несколько удивляет то, что этот текст не только был сохранен для нас, но и не стерт каким-то поколением ревнителей, не закрыт цензурой мудрецов Торы.

И вот рождается еврейский ребенок. Среди прочих вопросов о заповедях для соблюдения появляется и вопрос, с какого возраста ему или ей поститься. Девочек приучают поститься уже с 8—9 лет, мальчиков — с 9—10, это пишет рав Гуна, один из крупнейших мудрецов Талмуда, достаточно состоятельный человек, живший в III веке нашей эры. В 11 лет девочки и в 12 лет мальчики соблюдают пост полностью — а это мнение рава Нахмана уже не из Израиля. В третьем веке нашей эры дети взрослели быстрее, и все же компромисс в этом вопросе мы находим у рава Хисды: “Если ребенок крепок физически, он может в раннем возрасте соблюдать пост, а если он слаб, может начать поститься и позже (после 11 и 12 лет).

Каждый день мне приходится сталкиваться и с теми, кто смеется над “пережитками прошлого”, и с теми, кто не видит пути для “послаблений и компромиссов”. Нередко приходится объяснять соблюдающим пост, почему есть немало тех, кто его не соблюдает.

А тем, кто не соблюдает пост, — в чем важность и сила традиций для тех, кто его соблюдает. И для одних, и для других есть один ответ, данный когда-то пророком Михой (Михей) в VII веке до нашей эры: “И Он откроет нам волю свою, дабы мы ходили путями Господними”. И пусть Всевышний дарует нам творчества и мудрости, знаний и компромисса, требований и милосердия для поиска верного пути.

Раввин Григорий Абрамович
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter