![](/upload/iblock/fed/ef86go1dtu5rnbtofh104udgvr7np7rp.jpg)
Связанные одной целью
В настоящее время на Белорусской железной дороге более 400 трудовых династий от трех до шести поколений. Они объединяют почти 2100 человек, из которых 715 и сегодня добросовестно трудятся на благо родной магистрали. При этом, если сложить их общий трудовой стаж, получится впечатляющая цифра — более 50 тысяч лет.В насыщенной событиями биографии семьи Ширченко, как в зеркале, можно увидеть важнейшие этапы истории Белорусской железной дороги за последнее столетие. За это время железнодорожниками-путейцами успели поработать 13 представителей трудовой династии, пять из которых и теперь достойно продолжают славное дело старших поколений: дорожный мастер Андрей Ширченко, секретарь дистанции пути Светлана Терешко, дежурная по переезду Светлана Пищ, мастер по ремонту и эксплуатации машин и механизмов Сергей Ширченко и монтер пути Александр Сидоревич.С ними, а еще со старейшим членом семейной династии, ветераном труда, почетным железнодорожником и отличным работником Белорусской железной дороги Николаем Ширченко накануне профессионального праздника мы встретились в Лунинецкой дистанции пути. Место для разговора выбрали неслучайно: именно в этом структурном подразделении Барановичского отделения Белорусской железной дороги каждый из них начинал трудовой путь на магистрали. И все, за исключением Николая Ширченко, который в 2015‑м ушел на заслуженный отдых, и Александра Сидоревича, который вот уже шесть лет трудится в Жабинковской дистанции пути, продолжают работать здесь.
Родоначальник-орденоносец
![](/upload/iblock/7d1/jnvvlgmjsmqka86xn6uvp79saddxqfh7.jpg)
— Тогда недалеко от Житковичей проходила граница СССР и Польши, — отмечает Николай. — Так что труд путевого обходчика в тех местах чем-то походил на пограничную службу: всегда надо было оставаться начеку. И дед не раз задерживал незваных гостей с другого берега порубежной Случи.
В 1937‑м Ширченко занесли на дорожную Доску почета, а еще через год отметили знаком «Почетный железнодорожник». В 1939‑м его наградили орденом Ленина — он стал первым в районе, удостоенным этой высокой награды.
С началом Великой Отечественной войны Николай Михайлович с семьей не эвакуировался на восток, а остался в родном Брониславе. В августе 1941‑го по доносу предателя орденоносца схватили немцы, два месяца держали в тюрьме, а после расстреляли.
![](/upload/iblock/be7/rgpt6yl6bfmwuvuagb9gwiu03z10kpwo.jpg)
Отцовский пример
Закончилась война, и, помня пример отца, по его стопам пошли пятеро сыновей: Адам, Вячеслав, Александр, Владимир и Николай. За долгие годы они, сперва монтеры и путевые обходчики, дошли до должностей бригадиров, дорожных мастеров и начальника участка. И все это в Лунинецкой дистанции пути.— В Лунинце семья Ширченко оказалась благодаря моему отцу Адаму Николаевичу, старшему среди детей, — говорит его сын Николай. — В 1946 году он приехал сюда работать путевым обходчиком. Через пять лет к нему присоединился Вячеслав, а следом и остальные братья.
Благодаря железной дороге познакомились и родители Николая Адамовича. Его мать Марфу Никифоровну после войны направили с Урала трудиться техником в Лунинецкую дистанцию пути, где она и встретила Адама Ширченко. Кстати, сама Марфа Никифоровна в годы войны служила на прифронтовых железных дорогах, участвовала в обороне Ленинграда, была награждена знаком «Почетный железнодорожник» и орденом Трудового Красного Знамени.
Продолжатели семейного дела
Конечно же, в семье с такими профессиональными традициями родители радовались, если их дети выбирали стезю железнодорожника. Однако силой выбор не навязывали, мудро считая, что человек должен прийти к нему сам.К примеру, в 1972 году после окончания школы Николаю Ширченко захотелось стать учителем физкультуры, но не получилось сдать норматив по плаванию. И он пошел работать арматурщиком бетонного цеха в дистанции пути. После армии молодой человек вернулся сюда же, поступил в Ленинградский техникум железнодорожного транспорта и отучился, затем прошел все служебные ступеньки вплоть до начальника Лунинецкой дистанции пути. В этой должности он пробыл 20 лет, до выхода на пенсию, а всего на железной дороге — 42 года.
— Мудрые люди говорят, что не только человек выбирает профессию, но и профессия выбирает его, — говорит Николай Адамович. — Со мной так и произошло.Эту жизненную философию он передал своему сыну Сергею. Тот тоже сразу после школы в 1993 году пришел в дистанцию пути. Отслужил, затем окончил Брестский техникум железнодорожного транспорта и поднялся по карьерной лестнице от монтера пути до мастера по ремонту и эксплуатации машин и механизмов.
— Можно сказать, я вырос на железной дороге, — объясняет свой выбор Сергей. — Во-первых, родительский дом находится прямо у путей, а во-вторых, с детства много времени проводил с отцом на работе. И уже тогда решил: тоже стану путейцем.
Отцовский пример определил будущее и для детей Николая Николаевича Ширченко — Андрея и Светланы. Андрей после службы в воздушно-десантных войсках и учебы в Брестском техникуме железнодорожного транспорта в 1999‑м начал работать бригадиром пути, а затем — дорожным мастером. За почти четверть века безупречного труда он заслужил репутацию высококлассного специалиста и был награжден значком «Отличный работник Белорусской железной дороги».
— Для меня работа на железной дороге — дело всей жизни, — говорит Андрей. — На ней трудились мои дед и отец, и я буду рад, если мои дети продолжат нашу славную династию.
— А вот у меня эта цель уже достигнута, — с улыбкой дополняет брата Светлана Пищ. — Мой Саша уже 12 лет, как связал свою судьбу с железной дорогой.
Очевидно, что для всех Ширченко железная дорога — не просто место работы, а самое настоящее призвание.
— Более ста лет назад наш дед Николай Михайлович задал направление жизненного пути для своих потомков, — подчеркивает в завершение разговора Николай Адамович. — И на этом пути важны любовь к своему делу и преданность государству, дисциплина и ответственность — отличительные черты не только семьи Ширченко, но и всех работников Белорусской железной дороги.
УНП 100088574