Путевки на пьедестал

ЫНЕШНЯЯ жатва с ее валовым сбором зерна, урожайностью и традиционными сложными погодными условиями уходит в историю. Несмотря на все сюрпризы и неурядицы, хлеборобы постоянно с честью выходили из ситуаций, оказывались сильнее любых испытаний, которые преподносили зимние морозы, летние засухи или шквалистые ветры, прикатывая зерновые к земле. Их мастерство и высокий профессионализм постоянно брали верх. Так было и нынче. Многие комбайновые экипажи, водители, зерносушильщики, главные агрономы хозяйств, руководители сельхозпредприятий, все, кто имел непосредственное отношение к нынешней жатве, вписали в ее историю несколько своих ярких строк.

Они никогда не давались легко – ни тогда, в 1996-м, ни сейчас, в 2011-м...

ЫНЕШНЯЯ жатва с ее валовым сбором зерна, урожайностью и традиционными сложными погодными условиями уходит в историю. Несмотря на все сюрпризы и неурядицы, хлеборобы постоянно с честью выходили из ситуаций, оказывались сильнее любых испытаний, которые преподносили зимние морозы, летние засухи или шквалистые ветры, прикатывая зерновые к земле. Их мастерство и высокий профессионализм постоянно брали верх. Так было и нынче. Многие комбайновые экипажи, водители, зерносушильщики, главные агрономы хозяйств, руководители сельхозпредприятий, все, кто имел непосредственное отношение к нынешней жатве, вписали в ее историю несколько своих ярких строк.

У каждой страды всегда были свои лидеры, которые служили ориентиром для коллег по работе. И если проанализировать их результаты, то очень заметно поднялась финишная планка последних лет по сравнению с уровнем, которого было достаточно для участия в первых «Дажынках». Тогда, в 1996-м, валовой сбор зерна составлял около 6 миллионов тонн зерна. Это примерно на 8 процентов больше, чем в предыдущем году. Средняя урожайность приблизилась к 25 центнерам с гектара. По тысяче тонн зерна и больше намолотили 60 комбайновых экипажей. 12 из них, победители республиканского соревнования, были отмечены легковыми автомобилями. Но если бы кто-то лет пятнадцать назад сказал, что за сезон экипаж сможет намолотить более пяти тысяч тонн зерна, не поверил бы. Ведь под занавес прошлого столетия намолоты в две тысячи тонн казались недосягаемыми. Потом были три тысячи тонн, четыре.

Возможно, и нынешний намолот в 5158 тонн Владимира Корсака и Романа Богачева из агрокомбината «Заря» Могилевского района когда-то станет обычным явлением, как и показатели тех лидеров, что поднимались на высшие ступеньки республиканского пьедестала почета в Столине, Мостах, Несвиже... Правда, и техника, на которой они работали, тогда была несравнима с нынешней — в основном «Доны-1500», Е-527, СК-5 «Нива». Сколько из них можно выжать? В агрокомбинате «Заря» Могилевского района, например, старшему комбайнеру Николаю Кухаренко на «Доне-1500» достаточно было убрать 266 гектаров и намолотить 1611 тонн зерна, чтобы в 1997 году занять первое место в области и получить на «Дажынках» легковой автомобиль. Дай ему или другим комбайнерам тогда шестисотый или пятьсот восьмидесятый «Лексион», кто знает, какой бы был у них результат...

Или достаточно оказалось намолотить 1310 тонн зерна Николаю Петровичу из колхоза «Парахонский» Пинского района, чтобы в Мостах тоже подняться на высшую ступеньку республиканского пьедестала почета и получить за первое место главный традиционный подарок. В 1997 году лучшие результаты в Минской области — 1525 тонн — были у комбайнера Сергея Габрикова из Смолевичского района, на Гродненщине — у Владимира Печенко (1702 тонны) из Кореличского, а на Витебщине у Вячеслава Шароха (1330 тонн) из Докшицкого района.  

В свое время легковые автомобили вручали комбайнерам, а их помощникам — мотоциклы даже за более скромные показатели. 582 тонны достаточно было намолотить в том же 1997 году Михаилу Золотухе из колхоза им. Димитрова Бешенковичского района, чтобы принять участие в «Дажынках». Для СК-5 «Нивы» в Витебской области по тем временам такой показатель считался рекордным. А за рекорд, как и полагается, соответствующее вознаграждение.

Что же касается водителей, занятых на отвозке зерна, то в престижном списке передовиков республиканского соревнования можно было оказаться с результатом и до тысячи тонн. Сегодня же такие «тысячники» есть практически в каждом районе. В Гомельской области, например, более тысячи тонн перевезенного зерна на счету 252 водителей. А среди комбайнеров такой рубеж превзошли 114 экипажей региона. В Минской области свыше трех тысяч тонн намолоченного зерна на свой счет записали 4 экипажа, двух тысяч тонн — 22 и тысячи тонн — 505 экипажей.

Впрочем, во время жатвы о лаврах первенства никто не думал. Каждый добросовестно выполнял свое дело, хотя в душе, возможно, и рассчитывал обойти коллег. Ведь передовиком быть не только престижно, но еще и выгодно. Однако лишь лучшие из них, а это 295 победителей на уборке урожая зерновых и зернобобовых и 97 — на заготовке кормов, получили путевки в Молодечно. Кому они достались — станет известно уже через несколько дней. С уверенностью можно сказать одно: это настоящие мастера хлебной нивы и кормопроизводства, достигшие более высоких показателей, чем были те, за которые чествовали 15 лет назад.

Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «БН»

Фото Николая ВОЛЫНЦА, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter