Путевка в жизнь

Почему наличие диплома еще не гарантирует успешного трудоустройства

Почему наличие диплома еще не гарантирует успешного трудоустройства

Александр ШПАКОВСКИЙ, директор информационно-просветительского учреждения “Актуальная концепция”

На недавнем совещании по совершенствованию приема в учреждения высшего и среднего специального образования Президент вновь обратился к теме адаптации образовательного процесса и услуг к современным условиям. Установка на то, что отечественная образовательная система должна быть профессионально ориентирована в соответствии с потребностями национальной экономики, является основополагающим принципом белорусской государственной политики в образовательной сфере. Тем не менее из года в год на различных правительственных совещаниях, в том числе с участием Президента, поднимаются вопросы о недостаточном качестве отечественного образования, его несоответствии потребностям рынка труда и современным тенденциям.

К сожалению, диплом об окончании высшего учебного заведения уже давно перестал быть признаком элитарности, показателем высокого уровня знаний и востребованности молодого специалиста. Высококвалифицированный рабочий в значительно большей мере необходим на рынке труда, чем очередной выпускник коммерческого вуза с “громким” дипломом “менеджмент и управление предприятием”.

В то же время, несмотря на достаточно высокие зарплаты в сфере промышленного производства и наличие вакансий, профессионально-техническое образование не пользуется популярностью среди молодежи. За последние семь лет количество принятых в профтехучилища сократилось почти на 35 процентов. В 2012 году было принято 35,5 тысячи человек, и это на 18,2 тысячи меньше, чем в 2005 году. Показательно, что на 10 тысяч человек населения Беларуси приходится всего лишь 161 учащийся в ссузах, в то же время численность студентов вузов в расчете на 10 тысяч населения составляет 453 человека.

Если проанализировать последующее трудоустройство выпускников белорусских университетов, в том числе тех, кто получал образование за собственные или родительские деньги, то и вовсе получается неприглядная картина. Например, в 2012 году специалистами с высшим образованием стали 84,6 тысячи выпускников, что на 57,8 процента больше, чем в 2005 году. Но на работу в рамках полученной специальности была направлена лишь 21 тысяча студентов.

Значительная часть дипломированных специалистов в принципе не может реализовать себя в рамках освоенной профессии по причине переизбытка подобных кадров. В частности, специальность педагога в настоящее время получают примерно 46 тысяч студентов, а около 180 тысяч человек получают образование в сфере экономики и организации производства. При этом потребность белорусских учреждений образования в педагогических работниках как минимум в пять раз меньше, а специальность “экономист” находится на втором месте в списке из десяти “худших профессий” XXI века, согласно исследованию престижного американского журнала Forbes. То есть потребность в высококлассных преподавателях, владеющих современными методиками интенсивной передачи знаний, равно как и в экономистах-аналитиках, разбирающихся в тенденциях глобальной мировой экономики, будет сохраняться на очень высоком уровне, а вот необходимость в обыкновенных учителях и экономистах в век высоких технологий значительно сокращается.

Следовательно, учреждения высшего образования необходимо перепрофилировать с учетом тенденций мировой экономики, оптимизировать образовательный процесс с упором на сокращение теории и расширение сферы практической занятости студентов старших курсов по специальности. Перспективным видится развитие высшего индустриально-производственного образования, когда наиболее квалифицированные рабочие кадры будут готовиться в вузах страны. Удачным примером выглядит практика Парка высоких технологий, который на экспорте IT-услуг в прошлом году заработал 525 миллионов долларов, что сопоставимо с показателями флагманов белорусской промышленности. Очевидно, что подобные успехи программистов заставляют задуматься о расширении образовательной инфраструктуры под задачи Парка: например, вызывают к жизни ранее обсуждавшийся и незаслуженно забытый проект создания “города программистов” на базе одного из областных центров Беларуси.

Совершенно понятно, что наряду с оценкой перспективных отраслей экономики, разработкой стратегии их развития должны параллельно формироваться образовательные планы белорусских вузов и ссузов. Внедрение новых форм и методов обучения потребует сокращения и переаттестации профессорско-преподавательского состава. Все эти изменения необходимы, их нельзя не проводить, однако реформирование не должно быть бездумно резким, когда упор будет сделан, например, на технократической составляющей образования за счет совершенного исключения развития гуманитарных наук.

Между тем гуманитарное знание, которое сложно выразить в конкретных денежных единицах, также участвует в экономических отношениях, выполняя важнейшую воспитательную функцию при подготовке кадров. Например, японское или немецкое качество напрямую связывается с понятием “немецкого\японского характера”, под которым подразумевается совокупность конкретных гуманитарных духовно-нравственных установок. То есть отечественная система образования должна работать таким образом, чтобы знаменитый лозунг: “Купляй беларускае!” не только отражал происхождение бренда, но свидетельствовал бы о высоком качестве, уникальности и технологичности товаров и услуг, прямо происходящих от высокого уровня развития общей культуры и позитивных национальных черт белорусского народа.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter