Путешествие в "центре земли"

19 часов 30 минут корреспондент "СБ" "работал".
19 часов 30 минут корреспондент "СБ" "работал"... пассажиром Минского метрополитена

Час пик

Их, собственно, три: утренний, "обеденный" и вечерний. Ранние и поздние потоки пассажиров направлены от дома к работе и обратно. Утром на платформе станции "Институт культуры", например, по "приливам" и "отливам" людей можно безошибочно определить: пришла еще одна пригородная электричка, затем - небольшая пауза. Полуденное движение хаотично. Все спешат в разных направлениях: кто перекусить, кто за покупкой, кто на встречу. Популярное место свиданий "под мостом" - на "Октябрьской", в нише под лестницами, ведущими на "Купаловскую".

Присматриваюсь к пассажирам... Как выглядит самый типичный? Вернее, самая типичная. По-моему, это женщина средних лет с озабоченным выражением лица, вполне элегантная. Как правило, она отягощена пакетом, сумкой, коробкой...

Когда поезд приближается и из туннеля показывается свет, народ теснится к краю платформы, причем некоторые встают настолько близко, что за них становится страшно: а вдруг чуть наклонится, заденут, потеряет равновесие... Так и хочется схватить за рукав и сказать: ну поверьте, не просто так проведена специальная линия безопасности.

Над пропастью

"Стоя на платформе, не заходите за ограничительную линию - на путях метрополитена высокое напряжение" - всякий пассажир слышал это предостережение. И действительно: после удара током в 825 вольт от вас (как мрачно шутят машинисты составов) останутся только башмаки.

Как рассказал мне словоохотливый сотрудник охраны метро Сергей, "люди гибнут примерно один - два раза в год". Совсем недавно лично ему довелось несчастного мужчину просто по частям доставать... Покойник был эпилептиком, у него случился приступ, и он сорвался с платформы, спасти не успели.

А если в здравом уме умудрился свалиться на рельсы и, на счастье, тебя не "закоротило" - что делать? Сергей объяснил: первое и главное - нервы в кулак и ни в коем случае не суетиться. Если состава еще не видно, пробирайтесь под часы и ждите - вас достанут. Если уже нет возможности туда добежать, ложитесь между рельсами в специальную канавку и не шевелитесь - пока за вами не придут. Не дай, конечно, бог, эти советы применить на практике, а все же знать элементарные правила поведения в такой серьезной ситуации нелишне.

Кто быстрее сядет?

Как я убедилась за несколько часов наблюдения, соревнование и метро - две вещи неразделимые. Любимый вид состязания - кто быстрей. Подземные "олимпиады" ежедневно разворачиваются на конечных станциях в утренние часы пик, когда подкатывает еще пустая электричка. Не успеют двери открыться, как начинается борьба за уютное сиденье. Тут уж ноги и бока конкурентов не в счет. Толкают, впрочем, довольно щадяще. И остервенелой матерной ругани, как при штурме переполненного автобуса, за все часы в "подземке" ни разу не услышала.

По большому счету, пассажир метро более культурный, чем "наземный". В равной мере, видимо, сказываются архитектурные красоты метро и его пропускная способность.

Что еще сказать о "спорте"? Есть вид "ловите, а то упаду" - это когда стоят, не держась за поручни, а резкое торможение или набор скорости составом уводят пол из-под ног. Еще одно распространенное упражнение "опять от меня сбежала последняя электричка" - часто толкают на эскалаторе людей, которые, в свою очередь, заняты "созданием помехи при спуске".

Четвероногие

и крылатые

Знакомый рассказывал мне, как однажды в переходе Московского метро на отдаленной от центра станции поздним вечером был ошеломлен зрелищем: упитанная крыса неторопливо, нагло семенила, обнюхивая разбросанный мусор (днем там "барахолка", и торговцы за собой не убирают).

По аккуратности минская "подземка" даст фору метрополитенам многих городов планеты. Пусть скажет гордый житель Питера, что метро наше и маленькое, и мелкое. Зато оно "новенькое", и у нас гораздо чище. Здесь со зверьем, вызывающим страх и отвращение, не столкнешься. Сколько езжу - никогда не доводилось. "Мелкая живность типа тараканов или мышек норовит найти приют в огромном сооружении с мягким умеренным климатом, но мы решительно не допускаем размножения грызунов и насекомых, постоянно проводим дезинсекцию", - подтвердили мои впечатления сотрудники дорожного центра гигиены и эпидемиологии Белорусской железной дороги. Тепло и возможность поживы привлекают бродячих собак и кошек, но дальше турникета им хода нет. Хотя случается всякое: одна моя знакомая именно на платформе нашла и подобрала щенка. Должно быть, сиротку оставил какой-то пассажир.

Скандальная станция

Думаю, даже те, кто никогда не спускался в метро, знают, что пьяных туда не пускают. Это правда. Их отсекают контролеры и милиция, даже если перебравших сопровождает эскорт менее проспиртованных дружков. Разумеется, есть пассажиры, одетые, мягко говоря, небрежно, но вконец опустившихся бомжей нет. Читала однажды о быте немецких "подземок" - о тусовках панков и наркоманов, о нравах и разборках в этом антисоциуме. К счастью, у нас это не прижилось, хотя попытки были. Компании облюбовали было "трубу" (выход со станции "Октябрьская"), но не получилось. Я около полуночи была там и убедилась: тихо, пустынно, спокойно. (Только уже очень хотелось спать, и в то же время голова гудела, как растревоженный улей, - от переизбытка впечатлений, должно быть.)

По мнению сотрудников милиции, самая неспокойная станция - "Пушкинская". Именно там чаще всего приходится гонять нелегальных торгашей, разбираться с мелкими воришками и разнимать драчунов. Статус самой холодной достался станции "Партизанская". Вообще же каждая станция имеет особенности. Но на десятом часу пребывания внизу я поняла, чего здесь отчаянно не хватает: неба, солнца, деревьев. И улыбок!

Перекур, перекус и...

Курить вредно, а в подземных переходах - запрещено. Даже документ специальный есть на сей счет. Но курильщик - человек зависимый: его так и тянет нарушить запрет. Одного приметила, смотрю: протокол составят или нет? Милиционер подошел, тихо что-то сказал нарушителю - тот с извиняющимся видом загасил окурок.

Дежурного милиционера Юру спросила, насколько это докучает охране. Он ответил: "Надоедает здорово. На мой взгляд, надо из метро убрать все ларьки, где продают сигареты и пиво. Для многих соблазн непреодолимый: хлебнул пивка - и рука сама тянется за пачкой. А у меня к концу вахты язык пухнет от этих устных предупреждений".

Надо же! Недоговорив, мой собеседник рванул с места - явно вдогонку за кем-то. Я - за ним: вдруг ЧП? Нет, ничего чрезвычайного: через турникет прошел мужчина, на ходу прикуривая. Зная, что дальше будет, наблюдение прекратила.

Что касается всяких там магазинчиков, то на них богаче вторая линия метро, особенно позже построенные станции: "Могилевская", "Автозаводская", "Партизанская". Удобно, когда в метро с 7 - 8 утра работают аптека, магазин косметики и потребительских товаров. Фактически в метро можно жить - здесь есть все. Кроме, простите, спальни. Случайно задремавших просят освободить вагоны...

Пропитание, правда, не шибко широкого ассортимента: всухомятку, шоколадки-чипсы-орешки из "комков". Не довольствуясь этим, ввиду длительности моей рабочей смены, нашла пункт быстрого питания на "Партизанской". Сосиска с картофелем фри показались роскошью. А что касается того места, куда и царь пешком ходил, то с этим напряженка - впрочем, как и на "большой земле". Туалет нашла на станции "Пушкинская", да и то работающий по его собственному, никому не понятному графику. Пришлось-таки нарушить условия эксперимента - весь день, от открытия до закрытия, на белый свет носа не высовывать. Признаюсь читателям как на духу: выскакивала-таки наружу...

Чтение на колесах

Как правило, минчане читают "покетбуксы" - книжки малого формата. Газеты неудобно разворачивать. Еще одна форма чтива - реклама, которой облеплены изнутри вагоны. Если она перед глазами непрерывно, то возникает искаженное впечатление, будто все население страны враз решило вылечить зубы, затариться обувью по ценам с бешеными скидками, усиленно позаниматься шейпингом, а потом эмигрировать, допустим, в Канаду. Примерно так выглядит обобщенное содержание рекламных объявлений. Есть, впрочем, и очень оригинальные: например, про выставку "Сюрпризы анатомии" (экспонаты в лучших традициях кунсткамеры Петра Великого). Представьте под таким текстом симпатичную девушку: вместо гула поезда она слушает плейер и с легкой улыбкой что-то вяжет крючком. Я, поверьте, посмеялась. А юное создание даже не обратило внимания на комичность ситуации.

А вот девочка лет десяти. Да она читает "Советскую Белоруссию"! Ненавязчиво подглядываю, что же заинтересовало малышку в солидной газете. Ого! Последние новости о войне в Ираке. Из уважения к столь ранней серьезности не стала отвлекать вопросами юную читательницу. И царапнуло по сердцу: ее ровесники там погибают... Еще недавно там "под землей" означало бомбоубежище.

..."Асцярожна, дзверы зачыняюцца..." - в последний раз сегодня раздалось мне вслед. Мы расстались...

До завтра, метро! Я - твой верный пассажир.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter