Путешествие в Стамбул
14.02.2009
К неспешному ритму в Стамбуле быстро привыкаешь: предположим, если тебя пригласили на деловую встречу к десяти часам утра, нет смысла появляться раньше назначенного времени. И это дико удобно, признаюсь, никуда не спешить, знать наверняка, что в запасе у тебя есть время и деньги и солнечное турецкое небо над головой. Во время прошлого моего визита в Стамбул деньги местные были с какими–то громадными нулями. Новая же турецкая лира легко приравнивается к доллару, одна лира — это 1,6 доллара. На знаменитый Большой базар в Стамбуле можно идти и с совсем пустым кошельком: эти бесконечные катакомбы с магазинчиками, палатками, шатрами и витринами представляют собой просто первую туристическую достопримечательность. Я, к сожалению, не «шоппоголик», и, будучи на «Гранд Базаар» во второй раз, все равно не смогла провести там более получаса. Сейчас в Стамбуле не сезон, и оцепеневшие от безделья торговцы, увидев одну меня в торговом ряду, начинали так истошно орать на всех языках: «Иди сюда, девушка. Купи джинсы, куртку, пуговицы, самовар!..» Я успела купить только один шелковый платок у обаятельного продавца с шикарным английским. «Что вы делаете на базаре с таким хорошим знанием иностранного языка?» — удивилась я. Оказалось, раньше он работал профессором в научном институте, но профессорских денег ему решительно не хватало на то, чтобы кормить семью. Так стопы привели его на Большой базар.
Трудно по одному такому эпизоду сделать хоть какой–нибудь вывод о состоянии турецкой науки, но в моду они вкладывают уж очень большие деньги. Два года назад в Стамбуле открылась Академия моды, где могут обучаться не только турецкие, но также иностранные дизайнеры. После годового курса студентов отправляют в Европу на стажировку в самые престижные дома мод, и, что самое интересное, — не заставляют возвращаться обратно в Стамбул. Никакого распределения не существует. Главная цель академии — воспитать в Турции интересных дизайнеров, которые смогут пробиться на мировой рынок, чтобы участвовать в конструировании брэндовой одежды. Меня впечатлили оптовые рынки модной одежды для иностранных байеров: четыре уходящие в бесконечность улицы с километрами текстиля, тоннами рулонов ткани и громадными контейнерами одежды на любой вкус. На этих улицах я повстречала байеров из Ростова — четырех предприимчивых бизнесвумен. Леди выбирали одежду. «В Ростове у меня бутик, — рассказала дама по имени Мария. — Он называется «Модная одежда из Италии». Но покупаю все здесь». В одну только Германию турки экспортируют сегодня почти 25 процентов одежды made in Turkey.
Любопытно, как у турок принято проводить фуршет после показа. Вот все VIP–персоны поздравляют Дженгиза с удачным показом, а вот они же выстраиваются в длинную очередь к чанам с едой, я таких очередей к столу нигде не видела. Быстро насытившись, турки покидают фуршет — видимо, с учетом рано начинающегося утреннего намаза не принято тусоваться до полуночи.
Стакан по–турецки — бардак, остановка — дурак. Так, освоив немного турецкой лексики, я легко добралась на метро до Голубой мечети. Она ничуть не изменилась за последние пять лет и, вероятно, за последние пять столетий. «...Мечети Стамбула! Эти гигантские, насевшие на землю, не в силах от нее оторваться застывшие каменные жабы! — отмечал известный мизантроп Бродский. — Этот комплекс шатра! придавленности к земле!» Но впечатления на меня производили мечети сильное, я их фотографировала, пока не обнаружила, что из ста стамбульских снимков девяносто девять — это мечети.
Чтобы как–то сменить ракурс, я заблудилась в нищенских кварталах этого города–исполина, купила маленький коврик–самолет и расстелила его на первой же попавшейся скамейке. На мой ковер тут же уселся стамбульский кот, скрестив лапы по-турецки. О контрастах Стамбула я все поняла в фешенебельном районе Таксим, куда через Босфор меня домчал трамвай, затем фуникулер. Здесь нет ни одного базара, торгаша зонтиками или турками для кофе... Только изумрудные небоскребы, устремленные в небо, нью–йоркского вида проспекты да суетливый средний класс — служители офисов и рабы дорогих авто. «Азиатская» и «европейская» части Стамбула, разрезанные Босфором, не имеют между собой ничего общего. Но все–таки они вместе. Это завораживает.
На прощание я спросила у организаторов модной выставки, какой все–таки месседж они пытались через меня провести. Ответом было: «Бутики. Скоро в Беларуси мы откроем целую сеть магазинов модной одежды». И я туркам поверила: у города с таким богатым прошлым не может не быть перспективного будущего...
Минск – Стамбул – Минск.
Фото автора.