На XXI Минском международном кинофестивале «Лiстапад» игровой фильм «Я не вернусь» был удостоен нескольких наград

Путешествие из Петербурга в Казахстан

На XXI Минском международном кинофестивале «Лiстапад» игровой фильм «Я не вернусь» эстонского режиссера Ильмара Раага был удостоен нескольких наград
На XXI Минском международном кинофестивале «Лiстапад» игровой фильм «Я не вернусь» эстонского режиссера Ильмара Раага был удостоен нескольких наград: приза Президента «За гуманизм и духовность в кино», награды жюри кинопрессы «За лучшую женскую роль второго плана». Плюс по итогам зрительского голосования «Я не вернусь» вошел в тройку самых лучших фильмов фестиваля.

Я не вернусь
Мелодраматическая история двух одиноких и беззащитных девчонок, за плечами которых детдом, уроки выживания и бесконечная борьба за свое место на земле, не может не вызывать сочувствие и душевную поддержку. Детдомовская жизнь, заставившая как будто перескочить детство и сразу стать не по времени повзрослевшими, могла бы стать основой социальной драмы. Отдельная, полная роковых случайностей личная история каждой из девчонок стала причиной побега из детдома и началом новой жизни по дороге из Петербурга в Казахстан. Дорога, полная небезопасных приключений, обретений и потерь, могла бы стать основой приключенческого роуд–муви.

За внешне впечатляющими эпизодами дорожного кино видится сказочный мотив путешествия, дающий возможность не только соизмерить свои силы со всем неизвестным, что тебе уготовано, но и выйти на некий иной уровень миропонимания. По сути, это и есть сюжет о возрастной инициации, который у разных народов издревле обозначается как один из самых важных моментов в жизни человека. Этот момент может означать приобретение иных личностных качеств, иную степень готовности к совершению серьезных поступков. Для обеих героинь путешествие складывается по–разному. Младшая Кристина (Виктория Лобачева, получившая приз как лучшая исполнительница женской роли второго плана) погибает, а старшая Аня (Полина Пушкарук) доедет до дома бабушки Кристины, расположенного в казахском селе. За это время она станет другой. Закрытая, привыкшая к предательству, не умеющая быть счастливой, Аня как будто начнет оттаивать, приобретая черты то ли ребенка, почувствовавшего счастье домашнего очага, то ли взрослого человека, почувствовавшего счастье внутренней свободы. Как в сказке сбрасываются одежды и является образ обновленного героя, так и в этом фильме героини, сбрасывая свое прошлое, проходят свой путь обновления, меняя себя прежних. Мотив притчевого повествования проявляется и в преднамеренном изменении визуального образа фильма: постепенно серость окружающего антуража разбавляется светом нового пространства, драматическое напряжение сменяется лирической мягкостью, жесткий ритм — мягким течением. Аня обретает то, чего была лишена, — любовь ближнего. Но самое главное, она сама научилась любить. По сути, мы все проходим через свои испытания ради этого главного посыла.

lpsm3163@mail.ru

Советская Белоруссия №221 (24602). Четверг, 20 ноября 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter