На XXI Минском международном кинофестивале «Лiстапад» игровой фильм «Я не вернусь» эстонского режиссера Ильмара Раага был удостоен нескольких наград: приза Президента «За гуманизм и духовность в кино», награды жюри кинопрессы «За лучшую женскую роль второго плана». Плюс по итогам зрительского голосования «Я не вернусь» вошел в тройку самых лучших фильмов фестиваля.

Мелодраматическая история двух одиноких и беззащитных девчонок, за плечами которых детдом, уроки выживания и бесконечная борьба за свое место на земле, не может не вызывать сочувствие и душевную поддержку. Детдомовская жизнь, заставившая как будто перескочить детство и сразу стать не по времени повзрослевшими, могла бы стать основой социальной драмы. Отдельная, полная роковых случайностей личная история каждой из девчонок стала причиной побега из детдома и началом новой жизни по дороге из Петербурга в Казахстан. Дорога, полная небезопасных приключений, обретений и потерь, могла бы стать основой приключенческого роуд–муви.
За внешне впечатляющими эпизодами дорожного кино видится сказочный мотив путешествия, дающий возможность не только соизмерить свои силы со всем неизвестным, что тебе уготовано, но и выйти на некий иной уровень миропонимания. По сути, это и есть сюжет о возрастной инициации, который у разных народов издревле обозначается как один из самых важных моментов в жизни человека. Этот момент может означать приобретение иных личностных качеств, иную степень готовности к совершению серьезных поступков. Для обеих героинь путешествие складывается по–разному. Младшая Кристина (Виктория Лобачева, получившая приз как лучшая исполнительница женской роли второго плана) погибает, а старшая Аня (Полина Пушкарук) доедет до дома бабушки Кристины, расположенного в казахском селе. За это время она станет другой. Закрытая, привыкшая к предательству, не умеющая быть счастливой, Аня как будто начнет оттаивать, приобретая черты то ли ребенка, почувствовавшего счастье домашнего очага, то ли взрослого человека, почувствовавшего счастье внутренней свободы. Как в сказке сбрасываются одежды и является образ обновленного героя, так и в этом фильме героини, сбрасывая свое прошлое, проходят свой путь обновления, меняя себя прежних. Мотив притчевого повествования проявляется и в преднамеренном изменении визуального образа фильма: постепенно серость окружающего антуража разбавляется светом нового пространства, драматическое напряжение сменяется лирической мягкостью, жесткий ритм — мягким течением. Аня обретает то, чего была лишена, — любовь ближнего. Но самое главное, она сама научилась любить. По сути, мы все проходим через свои испытания ради этого главного посыла.
lpsm3163@mail.ru
Советская Белоруссия №221 (24602). Четверг, 20 ноября 2014.