Путч и его последствия

В Турции с 1960 года было четыре военных переворота
В Турции с 1960 года было четыре военных переворота. Последний, пятый, завершился бесславно и настолько быстро, что вызвал у многих нехорошее ощущение, что был не совсем тем, чем хотел показаться. Начали говорить, что за неудавшейся попыткой государственного переворота стоял сам президент Реджеп Тайип Эрдоган, желающий укрепить свою власть. У сторонников этой версии “неопровержимый” аргумент: посмотрите, какие по всей стране начались чистки. Причем практически молниеносно — как будто списки были подготовлены заранее (хотя нельзя исключать того, что списки неблагонадежных всегда готовы и ждут своего часа). Арестовывают, увольняют, отстраняют всех: генералов, губернаторов, судей, деканов университетов, школьных учителей, сотрудников министерств и стражей порядка — чистки коснулись уже как минимум 45 тысяч человек. Аргумент этот кажется весомым, но не для тех, кто уверен (а таких все-таки больше), что путч, пусть и плохо спланированный и еще хуже осуществленный, был настоящим. Посмотрите, говорят они, как выглядел президент Эрдоган в своем первом обращении сразу после путча и на то, какими средствами связи пользовался — мобильными и социальными. Сторонники теории заговора говорят, что на самом деле мы никогда не узнаем правды о том, кто действительно стоял за этим путчем и насколько “настоящим” он был. Но они всегда так говорят. 

Услышав о путче в Турции, я сразу вспомнила о том, что на завершившемся за неделю до него саммите НАТО в Варшаве Турцию не раз называли “самым проблемным” членом альянса. Но на сегодняшний день Турция — пусть и проблемный, но ключевой член организации. Потому что, несмотря на то, что батальоны НАТО будут защищать Польшу и страны Балтии от России (которая, в общем-то, нападать не собирается, как подтвердил генеральный секретарь Йенс Столтенберг), главная угроза ЕС исходит все же не от нее, что подтверждают недавний теракт во Франции и резня в поезде в Германии. Главная угроза — Ближний Восток. И именно с расположенной в Турции авиабазы Инджирлик (самой восточной в Европе базы ВВС США) взлетают самолеты-дозаправщики для боевых машин, участвующих в налетах на Сирию и Ирак. Здесь расквартированы самолеты-разведчики, беспилотники и штурмовики. После путча командующий базой Инджирлик и несколько ее сотрудников были арестованы, причем на время обыска и задержаний территория базы была обесточена, а воздушное пространство над ней перекрыто. Во время холодной войны здесь складировалось американское ядерное оружие. Объяснение простое: час подлета до границы с СССР. Чешская газета DNES утверждает, что оружие по-прежнему находится на базе Инджирлик, только вот самолетов, способных нести водородные бомбы к цели, нет. Но само наличие водородных бомб в 100 км от сирийской границы в нестабильном государстве (а Турция теперь производит впечатление страны нестабильной, и не только в краткосрочной перспективе) — фактор риска. Причем не только для Ближнего Востока, но и для Европы, которую НАТО так старательно защищает от России. 

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг призывает президента Эрдогана придерживаться демократических принципов (это он про массовые чистки), госсекретарь США Джон Керри грозит исключением из НАТО (но он уйдет со своего поста куда быстрее, чем президент Турции со своего), а еврокомиссар Гюнтер Эттингер говорит о том, что безвизового режима с ЕС Турция в этом году не увидит (никто, собственно, и не сомневался). Но все при этом понимают, что Турция все равно остается ключевым партнером и НАТО, и ЕС — с учетом военных действий в Сирии и Ираке и фактора беженцев, терроризирующих (в прямом смысле) континент. Но если власть Эрдогана чистки, с одной стороны, укрепляют, то Турцию, с другой стороны, ослабляют значительно, и общество (на последних выборах Эрдоган получил 49,5% голосов избирателей) не сплачивают. Стабильность — это сейчас, похоже, не про Турцию. 

специально для “НГ”

sbchina@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter