Топ-менеджер «Великого камня» — о ходе строительства парка

Путь осилит идущий

Международная логистика в последние два года испытала немало шоков, но до начала 2022-го работала по ясным правилам. Пока западные страны не ввели ряд ограничений. Из-за множества изменений бизнесу и перевозчикам пришлось перестраиваться. У многих получилось, однако сегодня, прямо скажем, рынок международных грузоперевозок остается непредсказуемым, долгим и дорогим. Вместе с тем крупные проекты продолжают искать окна возможностей. В индустриальном парке «Великий камень», который возводится как крупнейший международный хаб между Востоком и Западом, начали работать над новым транспортно-логистическим центром. Комплекс возведет РУП «Белтаможсервис», которое недавно зарегистрировалось в качестве резидента парка. Подробнее об этом проекте, а также о ходе строительства «Великого камня» и привлечении резидентов на внешнем контуре в интервью «Р» рассказал первый заместитель генерального директора СЗАО «Компания по развитию индустриального парка» Кирилл Коротеев.

Привлекательность парка на внешнем контуре, несмотря на санкции, остается высокой.

Над новым проектом работаем, старый — никто не отменял

— Кирилл Юрьевич, расскажите, пожалуйста, о работе над проектом нового мультимодального транспортно-логистического центра РУП «Белтаможсервис». И поскольку это уже второй проект такого уровня в «Великом камне», позвольте уточнить, как обстоят дела с резидентом ЗАО «Евразийский железнодорожный гейтвэй», который также должен был построить бимодальный железнодорожный терминал?

— Для ясности начнем со второго вопроса. Изначально на территории индустриального парка планировалось строительство железнодорожного бимодального терминала. Наш резидент «Евразийский железнодорожный гейтвэй» — проект, в котором участвовали немецкая, белорусская и китайская стороны. Но в настоящий момент АО «Дуйсбургер Хафен» вынужден покинуть проект в Беларуси в связи с санкциями. Сейчас идет процедура по его выходу из состава акционеров. При этом проект бимодального транспортно-логистического центра ни в коем случае не отменяется. Происходит смена акционеров, команд-разработчиков. Мы в свою очередь ищем замену — ведем переговоры. Как минимум два участника на эту роль уже есть. 

Чтобы не терять время и не выходить за намеченные планы по строительству логистической инфраструктуры, мы вели поиск потенциальных партнеров, кому был бы интересен аналогичный проект в «Великом камне». Этой компанией выступило РУП «Белтаможсервис». Предприятие построит в парке транспортно-логистический центр. Компания была недавно принята в состав резидентов. Здесь уже работает офис «Белтаможсервис», а также на базе складов China Merchants Group оказывается ряд услуг. Для данного предприятия сегодня есть потребность в дальнейшем наращивании мощностей, поэтому их тоже заинтересовал вопрос строительства в парке, но уже мультимодального терминала. В первую очередь в новом проекте будет делаться упор на обработку железнодорожных грузов как контейнерных, так и генеральных, но появляется и опция обрабатывать авиационные и автомобильные грузы. При этом окончательная стратегия еще может быть изменена и расширена компанией. 

Говоря о месте расположения двух проектов, хочу отметить, что мы рассматриваем возможность по размещению двух терминалов по соседству и считаем, что это даст определенную синергию. Например, таможенный пункт оформления будет работать на два терминала, а это больший поток груза, оборот железнодорожных составов. Сейчас мы с РУП «Белтаможсервис» решаем технические параметры, в ближайшее время начнется проектирование. 

Также стоит обратить внимание и на то, что к терминалу будет построена подъездная грузовая железнодорожная ветка. По автомобильной дороге к терминалу проектная документация разработана, работаем с источниками финансирования. Как только начнется строительство одного из терминалов, мы начнем строительство дорожной инфраструктуры. 

РУП «Белтаможсервис» и впредь будет продолжать сотрудничество, развивая в парке транспортно-логистическую составляющую: в новом проекте будет делаться упор на обработку железнодорожных грузов, а также появится опция обрабатывать авиационные и автомобильные грузы.

Ставка на производственные корпуса

— Как обстоят дела со строительством «Великого камня» на данном этапе?

— Инфраструктуру для первой очереди развития парка в 8,5 квадратного километра создали. Доделываем последние штрихи по закрытию контрактов с нашим генподрядчиком. Эта история практически завершена. Что касается планов, то ожидаем начала строительства второго этапа вместе с терминалами. Мы готовы, все будет зависеть от текущей ситуации. 

При этом мы однозначно продолжим развивать строительство производственных корпусов. У нас наблюдается большой интерес к готовым производственным площадям. Практически все наши корпуса, в первую очередь трехэтажные, найдут арендаторов до конца текущего года. В последние два месяца у нас просматривается тренд на увеличение спроса под импортозамещающие производства. В 2023-м будем начинать строительство как минимум одного из них, а также проектировать новый вид построек с большей площадью. 

Если говорить о жилой инфраструктуре, то ожидается, что новая гостиница будет введена в мае следующего года. Административное здание проекта «Факел» также заполнится в этот период. В рамках проекта сформирована управляющая команда и уже начинаются поиски будущих арендаторов и проектов с ­R&D-уклоном. Что касается жилья, то мы рассчитываем на помощь Китая в этом вопросе. Есть ожидания, что строительство жилых домов начнем в 2023-м, но планы, скорее всего, будут корректироваться. 

Новые возможности для резидентов

— Если говорить о привлечении новых резидентов в ходе международных мероприятий, то каков сегодня интерес к индустриальному парку на фоне ограничений?

— Привлекательность парка на внешнем контуре, несмотря на санкции, остается высокой. Накануне мы приняли участие в инвестиционных форумах в Турции и ОАЭ в рамках национальных экспозиций. Интерес зарубежных инвесторов есть с точки зрения новых возможностей работы в санкционных условиях. Ведь в санкциях появляются окна возможностей, потому что рынок прошлых лет уже серьезно изменился. Появляются и новые ниши. Например, Турция условно является посредником между западными производителями и российскими компаниями. С точки зрения возможности локализаций под турецкими брендами нам есть что обсудить. И этот интерес нужно развивать. Мы этот тренд продолжим. Вскоре в Казахстане будем участвовать в деловом форуме и также демонстрировать свои возможности.

kryzhevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter