Привлекательность парка на внешнем контуре, несмотря на санкции, остается высокой.
Над новым проектом работаем, старый — никто не отменял
— Кирилл Юрьевич, расскажите, пожалуйста, о работе над проектом нового мультимодального транспортно-логистического центра РУП «Белтаможсервис». И поскольку это уже второй проект такого уровня в «Великом камне», позвольте уточнить, как обстоят дела с резидентом ЗАО «Евразийский железнодорожный гейтвэй», который также должен был построить бимодальный железнодорожный терминал?— Для ясности начнем со второго вопроса. Изначально на территории индустриального парка планировалось строительство железнодорожного бимодального терминала. Наш резидент «Евразийский железнодорожный гейтвэй» — проект, в котором участвовали немецкая, белорусская и китайская стороны. Но в настоящий момент АО «Дуйсбургер Хафен» вынужден покинуть проект в Беларуси в связи с санкциями. Сейчас идет процедура по его выходу из состава акционеров. При этом проект бимодального транспортно-логистического центра ни в коем случае не отменяется. Происходит смена акционеров, команд-разработчиков. Мы в свою очередь ищем замену — ведем переговоры. Как минимум два участника на эту роль уже есть.
Чтобы не терять время и не выходить за намеченные планы по строительству логистической инфраструктуры, мы вели поиск потенциальных партнеров, кому был бы интересен аналогичный проект в «Великом камне». Этой компанией выступило РУП «Белтаможсервис». Предприятие построит в парке транспортно-логистический центр. Компания была недавно принята в состав резидентов. Здесь уже работает офис «Белтаможсервис», а также на базе складов China Merchants Group оказывается ряд услуг. Для данного предприятия сегодня есть потребность в дальнейшем наращивании мощностей, поэтому их тоже заинтересовал вопрос строительства в парке, но уже мультимодального терминала. В первую очередь в новом проекте будет делаться упор на обработку железнодорожных грузов как контейнерных, так и генеральных, но появляется и опция обрабатывать авиационные и автомобильные грузы. При этом окончательная стратегия еще может быть изменена и расширена компанией.
Говоря о месте расположения двух проектов, хочу отметить, что мы рассматриваем возможность по размещению двух терминалов по соседству и считаем, что это даст определенную синергию. Например, таможенный пункт оформления будет работать на два терминала, а это больший поток груза, оборот железнодорожных составов. Сейчас мы с РУП «Белтаможсервис» решаем технические параметры, в ближайшее время начнется проектирование.
Также стоит обратить внимание и на то, что к терминалу будет построена подъездная грузовая железнодорожная ветка. По автомобильной дороге к терминалу проектная документация разработана, работаем с источниками финансирования. Как только начнется строительство одного из терминалов, мы начнем строительство дорожной инфраструктуры.
РУП «Белтаможсервис» и впредь будет продолжать сотрудничество, развивая в парке транспортно-логистическую составляющую: в новом проекте будет делаться упор на обработку железнодорожных грузов, а также появится опция обрабатывать авиационные и автомобильные грузы.
Ставка на производственные корпуса
— Как обстоят дела со строительством «Великого камня» на данном этапе?— Инфраструктуру для первой очереди развития парка в 8,5 квадратного километра создали. Доделываем последние штрихи по закрытию контрактов с нашим генподрядчиком. Эта история практически завершена. Что касается планов, то ожидаем начала строительства второго этапа вместе с терминалами. Мы готовы, все будет зависеть от текущей ситуации.
При этом мы однозначно продолжим развивать строительство производственных корпусов. У нас наблюдается большой интерес к готовым производственным площадям. Практически все наши корпуса, в первую очередь трехэтажные, найдут арендаторов до конца текущего года. В последние два месяца у нас просматривается тренд на увеличение спроса под импортозамещающие производства. В 2023-м будем начинать строительство как минимум одного из них, а также проектировать новый вид построек с большей площадью.
Если говорить о жилой инфраструктуре, то ожидается, что новая гостиница будет введена в мае следующего года. Административное здание проекта «Факел» также заполнится в этот период. В рамках проекта сформирована управляющая команда и уже начинаются поиски будущих арендаторов и проектов с R&D-уклоном. Что касается жилья, то мы рассчитываем на помощь Китая в этом вопросе. Есть ожидания, что строительство жилых домов начнем в 2023-м, но планы, скорее всего, будут корректироваться.
Новые возможности для резидентов
— Если говорить о привлечении новых резидентов в ходе международных мероприятий, то каков сегодня интерес к индустриальному парку на фоне ограничений?— Привлекательность парка на внешнем контуре, несмотря на санкции, остается высокой. Накануне мы приняли участие в инвестиционных форумах в Турции и ОАЭ в рамках национальных экспозиций. Интерес зарубежных инвесторов есть с точки зрения новых возможностей работы в санкционных условиях. Ведь в санкциях появляются окна возможностей, потому что рынок прошлых лет уже серьезно изменился. Появляются и новые ниши. Например, Турция условно является посредником между западными производителями и российскими компаниями. С точки зрения возможности локализаций под турецкими брендами нам есть что обсудить. И этот интерес нужно развивать. Мы этот тренд продолжим. Вскоре в Казахстане будем участвовать в деловом форуме и также демонстрировать свои возможности.
kryzhevich@sb.by