Путь навстречу

Президент дал интервью агентству Рейтер
Президент дал интервью агентству Рейтер

В мире информации сложно найти больший авторитет, чем агентство, основанное полтора века назад Паулем Юлиусом Рейтером в Лондоне. Перебравшийся на туманный Альбион выходец из Германии начинал со службы почтовых голубей, а сегодня из его медиа–империи ежедневно черпает новости миллиард человек. Александр Лукашенко, принимая у себя британских журналистов, отметил объективность рейтеровской информации о Беларуси. Возможно, именно по этой причине агентство стало вторым западным средством массовой информации за последние дни, на вопросы которого ответил Президент.

Интервью, как и в случае с германской газетой «Вельт», получилось продолжительным — заняло почти два часа. Между беседами можно провести и другие параллели. Беларусь вроде бы не является мировой окраиной, но журналисты задавали такие вопросы, что создавалось впечатление, будто они для себя «открывают Америку». Понятное дело, удовлетворяли они любопытство не столько свое, сколько своей аудитории. Можно констатировать, что в Европе спрос на объективную информацию о Беларуси (критической информации в западной прессе всегда было предостаточно) вырос. Это, безусловно, момент положительный.

Интервьюер, редактор политических новостей в Европе, Африке и на Ближнем Востоке Шон Магвайр, первым делом поинтересовался у Президента «секретом» успеха белорусской экономики, который год демонстрирующей десятипроцентный рост. И только после этого британский журналист перешел к вопросам международной экономики и внешней политики. Ответы Александра Лукашенко были откровенны и обстоятельны.

О новых ценах на российские энергоносители

«Из–за повышения цен на нефть и газ мы теряем пять миллиардов долларов, то есть примерно 10 процентов ВВП. Это те деньги, которые Россия изымает из нашей экономики. Но, несмотря ни на что, мы обеспечим запланированные темпы роста и социальную защищенность граждан. И показатели января подтверждают это. А образовавшуюся в результате действий российского руководства дыру мы закроем снижением рентабельности предприятий, где надо — государственной поддержкой, а также внешними инвестициями».

Президент не сомневается, что белорусская экономика выдержит повышение цен на энергоносители. И вообще, по его выражению, своими действиями союзник Беларуси нанес гораздо больший психологический ущерб, нежели экономический.

Следуя установке на рыночные отношения, которой придерживается Россия, Беларусь предложит ей заплатить за все те услуги, которые ранее оказывались бесплатно. Сделано это, заверил Александр Лукашенко, будет по–деловому, без скандала. Президент также перечислил сферы, где возможен перерасчет, — транзит, граница, военное сотрудничество и другие. На уточняющий вопрос о сумме претензий он коротко ответил: «Не менее тех же самых пяти миллиардов долларов».

Впрочем, Александр Лукашенко в течение интервью подчеркивал, что не верит в пессимистический сценарий развития событий:

— Я уверен, что и в российском бизнесе, и в политике (а это было больше политическое решение, чем экономическое) здравый смысл возобладает и Россия «вернется в Беларусь» на тех же принципах, которые существовали раньше. Мы в любой день готовы к этому.

О внешней политике России

«России нужно отказаться от своей великодержавности и перестать смотреть на нас, как на младшего брата», — считает Президент. По словам Александра Лукашенко, без достаточных на то оснований российские СМИ записали свою страну в мировой центр силы, появились имперские замашки: «Как будто в Беларуси есть только российские интересы, а белорусских интересов вроде бы как и нет. То же и в Украине, и в Грузии».

«Это беспокоит руководство всех республик бывшего СССР, не только меня. Россия нас пытается не замечать, мол, никуда не денутся. Это ошибочная позиция».

О Союзном государстве

«Нас не устраивает такой союз, как он видится некоторыми политиками в Москве. Беларусь никогда не войдет в состав другого государства».

По словам Президента, «рыночные» отношения, которые Беларуси предложила Россия, не могут способствовать союзному строительству, поскольку уничтожается экономическая основа наших отношений. «Взаимоотношения союзников нельзя расписать в бухгалтерской книге», — считает Александр Лукашенко.

«Последние заявления Владимира Путина и других представителей российского руководства говорят, что Россия хотела бы продолжить союзное строительство. Мы к этому готовы. Но для этого России нужно предпринять практические шаги. Со своей стороны мы готовы немедленно отказаться от своих претензий к России».

Об отношениях с Западом

Александр Лукашенко специально оговорился, что не может быть речи о каком–то кардинальном изменении внешнеполитического курса Беларуси, как это иногда подается в России. Потому что белорусы и россияне — две ветви одного народа и этот фактор во внешней политике нельзя не учитывать. Президент также предостерег от интерпретации заявлений о необходимости улучшения отношений с Западом как попыток уколоть Россию.

Александр Лукашенко подчеркнул, что Минск давно предложил европейцам конкретные сферы сотрудничества, однако до самого последнего момента — пока не случился нефтяной кризис — к этим призывам оставались глухи. Этой зимой, как выразился Президент, в Европе открыли, что «без Беларуси трудно обеспечить энергетическую безопасность континента», что «белорусы хотят жить в суверенном и независимом государстве». Президент также говорил о необходимости сесть за стол переговоров.

«Я непреклонно буду защищать интересы белорусского народа, учитывая при этом интересы европейцев и россиян. Мы находимся в самом центре цивилизованного мира, нас невозможно обойти стороной. И если европейцы не хотят в нашем общем доме иметь напряженность, — а я уверен, что ни Европе, ни России это не надо, — они должны сотрудничать с Беларусью. Но европейцы должны признать, что у белорусов есть свои национальные интересы. Как у немцев и британцев, у поляков и украинцев».

«Да, мы вынуждены порой путем жестких решений выбираться из той ямы, в которой оказались в 90–е годы», — напомнил Президент, но определенные успехи на этом пути уже очевидны. По мнению Александра Лукашенко, Беларуси нужно еще время для развития, а Европе не следует ставить невыполнимые условия.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter