Путь на Восток

Экономика регионов: направления и перспективы Два с половиной века назад Ломоносов высказал весьма смелую для тех лет мысль о том, что «богатство России будет прирастать Сибирью». (Есть версия, что Михайло Васильевич сказал не «богатство», а «могущество», но суть от этого меняется мало.) В те годы еще не существовало отдельного географического понятия Дальний Восток, так что наш великий соотечественник имел в виду всю территорию от Урала до Тихого океана. В наши дни появилась шутка с несколько горьковатым привкусом о том, что «прирастать» и богатеть Сибирью (читай: и Дальним Востоком) будут Япония и Китай. Разразившийся мировой финансово-экономический кризис, однако, показал, что терпеть убытки, так же, впрочем, как и богатеть, в одиночку не получается. Так для кого эти регионы будут приносить больше прибыли – для нас или наших соседей?

В настоящее время любое событие со знаком плюс, касающееся отечественной экономики, прямо скажем, крайне редко. Поэтому открытие в середине февраля на юге Сахалина первого в стране завода по сжижению природного газа, на котором присутствовал  Президент РФ Д. Медведев, выглядело весьма оптимистично и знаково. Этот крупный совместный проект дал мощный толчок экономическому развитию региона. На сжижение будет уходить две трети добываемого на острове газа.  Терминалов по сжижению газа во всем мире всего чуть больше двадцати. В марте первый танкер со сжиженным газом будет отправлен в Японию. Проектная мощность завода – 9,6 млн тонн в год. Но есть показатели, на которые стоит равняться. К примеру, Катар экспортирует более 30 млн тонн сжиженного газа.
В Южно-Сахалинске Президент РФ Дмитрий Медведев встретился с премьер-министром Японии Таро Ассо, который также участвовал в церемонии пуска завода. Были намечены к реализации совместные проекты по созданию на Дальнем Востоке газохимического предприятия и освоению угольных месторождений.
В эти же дни было принято решение о строительстве ответвления нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» в направлении Китая. Согласно подписанному соглашению, Россия в течение 20 лет будет ежегодно поставлять в Китай 15 млн тонн нефти в обмен на кредит в размере 25 млрд долларов, который получат государственные компании «Транснефть» и «Роснефть». Примечательно, что кредит предоставляется на 20 лет под 5 процентов годовых. Это еще раз доказывает, что у Китая долгосрочные интересы в этом регионе России.
Дмитрий Медведев посетил также Читу и Иркутск. Визит в оба региона объединяет одно – Президент лично оценил социально-экономическую обстановку в отдаленных регионах.
В Иркутской области Президент провел выездное заседание президиума Госсовета с участием руководителей министерств, губернаторов регионов Сибири и обсудил вопросы развития  реального сектора российской экономики. Выступая на Госсовете, министр экономики Эльвира Набиуллина заявила, что приоритетными для властей будут те отрасли, которые дают наибольший эффект с точки зрения создания новых рабочих мест и формируют базу для посткризисного развития. «Это прежде всего дороги, транспортная инфраструктура в целом».
Разумеется, для развития любой отрасли экономики, в том числе и для строительства дорог и для инновационных технологий, требуются  весьма значительные капиталовложения. Однако именно сейчас, в кризисный период, можно добиться значительного пополнения государственной казны за счет качественного менеджмента. А проще говоря, перефразируя известную поговорку, дешевле убрать, назовем вещи своим именами, дураков как с уже действующих дорог и путей, так и с перспективных. Понятное дело, «дороги» и «пути» подразумеваются в широком смысле этих слов.   
В связи с этим примечательно звучат слова Президента России Дмитрия Медведева, сказанные на заседании президиума Госсовета, что  «кризис – это лучшее время для того, чтобы избавиться от неэффективных руководителей, в том числе и госслужащих». Глава государства подверг критике чиновников за неспособность работать быстро и эффективно. Медведев посетовал на то, что «эффективность реализации антикризисных мер оставляет желать лучшего, а по некоторым направлениям механизм реализации просто отсутствует».
Наше государство очень удачно расположилось на карте мира и должно стать вполне реальным мостом между Европой и странами Азии, в том числе такими «экономическими драконами», как Китай, Южная Корея, Япония. В «Концепции-2020» появился термин «экспорт транзита» – предоставление иностранным государствам возможностей транзитных перевозок через территорию России. Сегодня это колоссальный финансовый ресурс. Наконец-то сможет заработать на полную мощность изрядно проржавевший БАМ.  Но, по словам главы подкомиссии по транспорту и логистике при Совете Федерации Юрия Осинцева: «На сегодняшний день многие зарубежные компании выражают недовольство таможенным беспределом, царящим на территории России.  Грузы могут быть задержаны на таможне на неопределенный срок. И что самое страшное, если все документы в порядке и ничего противозаконного груз не содержит, финансовой ответственности за срыв поставок никто не несет. По этой причине не работает на полную мощность наш Транссиб. А европейские компании предпочитают отправлять грузы морем, в обход». Вот почему необходим качественный  Закон о транзите, который обяжет нести  материальную ответственность всех участников транспортного потока.
Газ, нефть, лес, уголь, другие полезные ископаемые, поставляемые в Японию, – это привычно. А тут малое предприятие, которое поставляет туда же свою высокотехнологичную продукцию. Безусловно, такая фирма должна как минимум рассчитывать на понимание со стороны чиновников, но не тут-то было.
Одна  из московских фирм  разработала новую технологию (получившую название «Русские качели») уплотнения сыпучих смесей, не имеющую аналогов в мире, которая может применяться в дорожном строительстве, порошковой металлургии, производстве стройматериалов, пищевой промышленности и сельском хозяйстве. Одну из таких машин купили японцы, назвавшие ее «чудо-машина»!  
Руководитель фирмы Сергей Амелин справедливо посчитал, что он имеет полное право на возмещение НДС согласно действующему законодательству. Необходимые документы для этого были предоставлены в ИФНС №23 по г. Москве. Вывод налоговиков был обескураживающим и абсурдным: машину в Японию фирма не поставляла?! И это несмотря на то что таможенная служба факт вывоза подтвердила, контракт японской стороной оплачен полностью, акт приема-сдачи работ подписан. В общем, мало того что НДС не был компенсирован, так на  предпринимателя  был еще наложен штраф, выставлено инкассо и его расчетный счет в банке  заблокирован. Далее в течение многих месяцев, неся колоссальные материальные потери, г-н Амелин доказывал в судах, что он не обманщик и действительно поставил свою машину в Японию. А в это время вышеупомянутый агрегат исправно трудился на дорогах Страны восходящего солнца. А представители еще десятка стран выстроились в очередь, дабы приобрести «чудо-машину». Но Виктор Амелин был занят судебными разбирательствами и отметал смехотворные претензии к его фирме. Например, налоговики заявили, что железнодорожная квитанция заполнена с нарушением, так как в ней вес груза отличается  от  веса, указанного на таможне, на… 1,8 кг. Таможня и перевозчик имеют разные весы, и подобная погрешность при общем весе машины около 3 тонн(!),  безусловно, допустима.
«Ну что после этого стоят разговоры на самом высоком уровне о поддержке отечественного товаропроизводителя, – в сердцах заявил Сергей Николаевич в беседе с автором этих строк. – Я же здесь никому не нужен. Мне предлагают создать совместное предприятие по производству этих уникальных машин  финны и японцы. Это что же получается, через несколько лет Россия будет покупать их уже под японской и финской марками – честное слово, обидно». Слава богу, Амелин не опустил руки, выиграл суды, не уехал, а продолжает свое дело в России.
Говоря о глобальных проектах на Востоке, мы привыкли оперировать миллиардами рублей, миллионами тонн нефти, миллиардами кубометров газа. И очень хорошо, что подобные проекты с нашими восточными соседями будут способствовать совместному выходу из кризиса. В то же время, по словам Д. Медведева, сказанным на Госсовете, «единственный внятный и долгосрочный ответ на безработицу – это создание новых рабочих мест в малом бизнесе».
Вот почему крайне обидно, а в условиях кризиса просто недопустимо, чтобы отдельные  нерадивые чиновники, да еще «вооруженные» плохими законами, вставляли палки в колеса отечественной экономики, в том числе и на ее «восточном направлении».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter