В чем суть региональных центров развития и почему Беларусь делает на них ставку

Путь консолидации

Создание вместе с Россией Союзного государства, вхождение в другие интеграционные проекты позволяют нашей стране сохранять свою идентичность, суверенитет и независимость. Именно в этом огромный смысл работы, которую проводит Глава государства.


Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Мы развиваем интеграцию не в целях какой-то конфронтации. Мы хотим создать многополярное равноправное безопасное пространство для жизнедеятельности. Это наша общая цель, и мы готовы много работать для ее скорейшего воплощения в жизнь.

На пленарном заседании II Евразийского экономического форума, 24 мая 2023 года.

Англосаксы пытаются подмять под себя мир

В современном мире реальным суверенитетом, экономической самостоятельностью и перспективами сохранения своей культурной идентичности обладают, безусловно, крупные блоки государств, региональные центры развития и силы. Их основой являются прочные экономические связи, политическая воля к единству, совместные социальные проекты и стратегические замыслы. Однако, как показывают историческая практика и современный опыт, одной экономической или политической целесо­образности недостаточно для формирования устойчивых и жизнеспособных союзов и коалиций. Нужны еще притягательные для союзников скрепы-ценности. В противном случае объединения оказываются нежизнеспособными и быстро распадаются. Поэтому сегодня значение цивилизационной идентичности резко возрастает.  
Устойчивое, прогрессивное и безопасное развитие в современном мире возможно, скорее, не для отдельных стран, сколь бы сильны и амбициозны они ни были, а для региональных центров развития и силы. Применительно к восточнославянскому миру это означает необходимость тесной интеграции российского, белорусского и, в среднесрочной перспективе, украинского обществ.
Что является основой такого, возможно, категоричного вывода? Дело в том, что последние десятилетия прошли под лозунгом неизбежности глобализации и, значит, необходимости для всех стран и народов встраиваться в этот процесс. Считалось, что она, во-первых, приводит к эффекту экономии на масштабах производства и формирует предпосылки сокращения издержек и снижения цен, а следовательно, обеспечивает устойчивый экономический рост. Во-вторых, повышает конкуренцию и стимулирует ускоренное развитие высоких технологий. В-третьих, создает материальную базу для решения современных проблем, позволяя объединить усилия мирового сообщества и скоординировать его действия в различных сферах. Однако подлинное содержание такого процесса оказалось совершенно другим.

В реальной жизни практически ничего из этого не было реализовано. На практике произошло формирование мира, в котором большинство стран и народов оказались на обочине развития. А заправлять всем стал коллективный Запад (в первую очередь США и Великобритания и находящиеся на их территории бизнес-структуры и закрытые элитарные клубы).

Для кого интересы народов ничто?

Глобализация по западной модели реализовывалась следующим образом. Политические решения переводились с национального на наднациональный уровень. Бразды правления государством от правительств переходили к глобалистским структурам. Излишне напоминать, что об интересах конкретных народов в этих структурах никто даже не задумывался, не говоря о реальной деятельности по их защите. Демократия, таким образом, все чаще и чаще становилась ширмой, за которой прячутся согласованные стратегии международных трестов, корпораций, банков.

В экономической сфере глобализация выражалась в неуклонном увеличении удельного веса спекулятивно-ростовщических практик в мировой экономике. Такая паразитарная экономика стремительно вытесняла производящую, банк господствовал над предприятием, а международная диаспора финансовых спекулянтов, не имеющих Отечества, — над нациями, теряющими экономический суверенитет. Это и есть феномен межгосударственной эксплуатации технологически развитыми странами всего остального мира. Поэтому глобализацию в том виде, в каком она навязывалась миру, вполне можно рассматривать как очередную разновидность колонизации одной частью планеты другой ее части. В основе этой политики — жестко оберегаемая монополия США на производство целого ряда высокотехнологических видов продукции: микропроцессоров, вооружения, операционных систем, фармацевтики, фильмов Голливуда и т. п.

В культурной сфере в итоге обозначились тенденции однообразия, что должно, по мнению некоторых, привести к единству человечества. Мол, это и есть выражение прогресса, условие всеобщего благоденствия и соблюдения прав человека. Но в какой форме мыслилось и воплощалось это единство? История показала, что незападные типы культуры вытеснялись с поля мирового развития и рассматривались как не приспособленные к современности. Им отказывается в самоценном статусе — они есть выражение экзотики, которая не более чем любопытна. Причем здесь надо обратить внимание на очень существенную деталь. Различные типы культур мыслятся подобными идеологами не как различия внутри человеческого рода, но как проявление разных людских типов, далеко не равнозначных по критериям «прогресса». Иными словами, есть люди, а есть не совсем люди, «недочеловеки».
Как ответ на угрозы глобализации многие государства мира выработали политику региональной интеграции, при которой в международной конкуренции участвуют не отдельные страны, силы которых недостаточны для нее, а целые группы государств, поддерживающих и дополняющих друг друга.
Региональная интеграция, в отличие от глобальной, направлена не на подавление, а на сбережение и развитие отстающих стран, наиболее полное и рацио­нальное использование их ресурсов. Тем самым эти государства получают возможность найти свое место в новом мировом хозяйстве. Таким образом поддерживается внутреннее разнообразие и обеспечивается устойчивость человечества.

Выбор сделан

Для Беларуси оптимальным способом сбережения народа и государства является создание, укрепление и становление восточнославянского цивилизационного центра развития и силы, сформированного на собственной культурно-исторической основе. В условиях глобальных изменений миропорядка у белорусов есть два пути: или они консолидируются, объединяются внутри себя и с другими восточнославянскими народами и создают мощный региональный блок, или превращаются в колонию Запада, материал для его паразитарного развития.
Именно в этом смысл той огромной работы, которую ведет Глава нашего государства. Она по своей сути состоит в том, чтобы спасти белорусский народ, не отдать его на растерзание глобалистским хищникам, сберечь нашу страну, ее культуру, природу и историю для будущих поколений. 
А цель общества, народа состоит в том, чтобы, во-первых, понимать исторические задачи, которые решает наш ­­Президент, а во-вторых, содействовать их решению, укреплению восточнославянского единства, построению подлинно равноправного союза братских народов.

Олег РОМАНОВ,  депутат Палаты представителей,доктор философских наук.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter