Путь, избранный народом

Политическая и социально-экономическая стабильность в нашем обществе и государстве имеет своим источником республиканский референдум 1996 года, со дня проведения которого 24 ноября исполняется 13 лет. Как известно, он был проведен по ряду весьма важных вопросов, имеющих государственное и общественное значение. Среди них был наиважнейший, судьбоносный для Беларуси вопрос — о двух диаметрально противоположных проектах обновленной Конституции.

Политическая и социально-экономическая стабильность в нашем обществе и государстве имеет своим источником республиканский референдум 1996 года, со дня проведения которого 24 ноября исполняется 13 лет. Как известно, он был проведен по ряду весьма важных вопросов, имеющих государственное и общественное значение. Среди них был наиважнейший, судьбоносный для Беларуси вопрос — о двух диаметрально противоположных проектах обновленной Конституции.

За проект Конституции, предложенный Президентом Республики Беларусь, проголосовало более 5 миллионов человек, или 70,45 процента граждан. Таким образом, белорусский народ, непосредственно выразивший на республиканском референдуме свою волю, в очередной раз проявивший свою многовековую мудрость, разрешил конституционный кризис, сыграл роль главного, верховного арбитра в государственном конфликте между ветвями власти. В этом заключается значение референдума, его общенародная, да и общечеловеческая ценность. Белорусский народ принял важное, судьбоносное для государства и общества решение, непосредственно реализовал свой суверенитет на практике. 24 ноября восторжествовала народная мудрость, свободно и непосредственно выраженная воля белорусского народа. А, как известно со времен древности, воля народа — высший закон.
Конституция Республики Беларусь 1996 года, принятая на республиканском референдуме 24 ноября, — это важнейший политико-правовой документ, договор суверенной власти и всего народа Беларуси, по образному определению классиков, — это “закон законов”. Конституция не только юридически оформила качественно новую государственность, политические и социально-экономические перемены, происшедшие в государстве и обществе, но и завершила строительство суверенного белорусского государства. По мнению Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко, Конституция “воплотила в себе преемственность и опыт многовекового исторического пути Беларуси, ознаменовала новый этап в политическом и социально-экономическом развитии нашей страны”.
Белорусская Конституция гарантирует каждому гражданину свободы и права, необходимые для созидательного труда, достойной жизни и гармоничного всестороннего развития личности. Она создает реальные условия для формирования подлинно народного государства, консолидации нашего общества, мобилизации его усилий на выполнение задач нынешней пятилетки, девиз которой “Государство для народа, для человека”. Конституция впервые закрепила естественные (неотчуждаемые) права человека, поставила его в равные условия с государством, установила их взаимные обязанности и ответственность. Права и свободы человека и гарантии их реализации — важнейшая ценность. Им посвящена половина статей Конституции. Они расположены в ней на первом месте.
Наряду с этим был укреплен конституционный статус главы государства, повышена его роль в системе государственных органов.
Статья 1 Конституции содержит модель, проект развития Республики Беларусь — унитарное демократическое социальное правовое государство. Максимальное приближение к этой модели, к “совершенному” обществу возможно только через соблюдение всеми Конституции, через формирование отвечающей ее сущности правоприменительной практики посредством соблюдения прав и свобод граждан и осознанного выполнения последними своих обязанностей. В этом деле очень важна роль конституционного контроля, который осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь, неуклонно способствует формированию демократического правового социального государства и в первую очередь защите прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. На повышение эффективности конституционного контроля направлен Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 “О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь”, возложивший на Конституционный Суд ряд дополнительных полномочий, в частности осуществление обязательного предварительного контроля конституционности всех законов до подписания главой государства. Конституционным Судом в порядке обязательного предварительного контроля уже рассмотрено более 160 законов.
Оценивая путь становления, развития и утверждения конституционного правосудия в Республике Беларусь, Конституционный Суд в Послании о состоянии конституционной законности отметил, что оно стало реальностью, одной из составляющих конституционных основ белорусской государственности, а обеспечение верховенства Конституции, прямое действие ее норм остаются важнейшими показателями устойчивости конституционного строя.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter