Пустыня наступает...

Где жить хорошо?
Где жить хорошо?

Задумывались ли вы, почему в центре города, зеленом и нарядном, не растут мхи и лишайники? Недавно я задал такой вопрос нескольким минчанам, которые сидели на лавочках у входа в ГУМ. Меня осмеяли. Назвали чудаком. С мхами, мол, — к ботаникам.

Прогуливаясь по центральным улочкам, мы даже не подозреваем: вокруг раскинулась пустыня. В ней нет песка, а вместо дюн — горячий асфальт. Эта пустыня — экологическая.

...Вместе с сотрудником Института экспериментальной ботаники НАН Беларуси Олегом Масловским мы едем в микрорайон Уручье. Здесь, в зеленой зоне, заложена так называемая биоиндикационная площадка. В Минске их несколько. Подходим к раскидистому тополю, на стволе которого вырос мох. Ученый достает ручку, блокнот и начинает что–то писать. Удивляюсь: мох как мох. Зеленый. Что в нем интересного?

— Мхи и лишайники — главные экологические «звоночки», лучшие индикаторы природных неполадок, — рассказывает Олег Масловский. — У них нет корней — питаются прямо из воздуха. Каждое растение реагирует на условия окружающей среды по–разному. Это и лежит в основе биоиндикации. По состоянию мха можно сделать практически стопроцентно обоснованное заключение: опасно жить человеку в той или иной части города или нет.

При этом полученные данные гораздо объективнее показаний приборов. Ведь если в какой–нибудь точке города и зафиксировали, скажем, временное превышение уровня аммиака в воздухе, это не значит, что там жить нельзя. Подул ветер — и снова чисто. А вот мох не обманешь.

Ученые рисуют экологические карты. Составлены «зеленые схемы» Нью–Йорка, Токио, Лондона, Парижа, Москвы. Биоиндикационную карту Минска нарисовали в середине 80–х. А недавно ученые провели новые исследования и внесли в нее коррективы. Итак, где жить не рекомендуется?

— Минск мы разделили на шесть зон, — говорит Олег Масловский. — Хуже всего — в так называемой «лишайниковой пустыне», где мхи не растут. Жить здесь опасно и вредно для здоровья. На противоположном полюсе — практически фоновая ситуация, близкая к природе.

Как и следовало ожидать, хуже всего дела обстоят в центре города. Почти полностью загрязнен Заводской район и частично Партизанский. Это и есть лишайниковая пустыня. Сильно отравленными оказались Серебрянка, Дражня, Чижовка, большая часть Октябрьского района. Плохая экологическая ситуация в районе кольцевой автодороги. Получше экология в Уручье, Степянке, Зеленом Луге, на Западе и Юго–Западе. Легко и безвредно дышится в районе Востока и тем, кто проживает на территориях, примыкающих к кольцевой дороге в районе улицы Ландера.

По словам ученых, пустыня не стоит на месте и из центра города постепенно «расползается» к его окраинам — со скоростью 300 — 400 метров в год. Довольно быстро, ведь от «кольца» до центра — недалеко. Вполне возможно, через десяток лет мхи и лишайники окончательно «выселятся» из Минска. Нам от этого, поверьте, будет только хуже.

Из областных городов самые «грязные» — Могилев и Витебск. Лучше всего жить в Гродно. Экологи говорят, что в городе рационально организовано дорожное движение, а в центре даже зафиксировали парадокс: чище, чем на окраинах!

Впрочем, экологическому «опустыниванию» специалисты стараются всячески препятствовать. Деревья теперь сажают не абы как, а по–научному, ведь озеленение — это тоже искусство. Недавно сотрудников Института экспериментальной ботаники привлекли к реконструкции парка имени 50–летия Октября. Сделали все по правилам, и ситуация там тут же улучшилась. Везде бы так! Улучшению экологии должен помочь и вынос за черту города крупных промышленных предприятий, таких, например, как аэропорт «Минск–1» и авиаремонтный завод. Помогут и пешеходные зоны, которые, по словам архитекторов, скоро появятся в историческом центре города.

За рубежом так называемые зеленые карты — едва ли не основной документ в работе риэлтеров. Люди досконально изучают месторасположение своей будущей квартиры. У нас же за чистый воздух все чаще предпочитают голосовать... ногами.

— Главное — цена, а экология — по вкусу, — убеждена директор одного из минских агентств недвижимости Людмила Красовская. — Конечно, многие хотят купить квартиру в Уручье или Зеленом Луге. Но и недвижимость в Серебрянке, которая, как вы говорите, попала в «черный список», тоже идет на ура. Люди, которые действительно заботятся об экологии, предпочитают выезжать за город. Это тенденция. Очень многие сейчас продают свои трех–четырехкомнатные квартиры и покупают, как говорится, домик в деревне.

Даже интересно: сумеет ли человек обогнать пустыню? Автомобиль мчится быстрее, но все же... Когда–нибудь места для отступления просто не останется.

Справка «СБ»

От болезней, вызванных загрязнением атмосферы выхлопными газами, в европейских странах каждый год умирает около 225 тысяч человек. В пять раз больше, чем от ДТП.

Токсичные газовые выбросы автомобилей провоцируют развитие атеросклероза и других патологий сердечно–сосудистой системы. Выхлопные газы также часто приводят к раку легких.

Каждый минчанин ежедневно получает дозу вредных веществ, которую можно сравнить с пачкой выкуренных сигарет.

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter