Пустынские отшельники

Неподалеку от Мстиславля, буквально в нескольких сотнях метров от границы с Россией, расположен Пустынский Свято-Успенский монастырь.
Неподалеку от Мстиславля, буквально в нескольких сотнях метров от границы с Россией, расположен Пустынский Свято-Успенский монастырь. Еще недавно величественный комплекс из 11 зданий представлял собой сплошные развалины. И не было надежды, что сюда вновь вернется жизнь. Казалось, еще немного - и монастырь будет окончательно потерян для людей и для истории. Но недавно здесь появились монахи - с благословения епископа Могилевского и Мстиславского Софрония (и с помощью послушников, добровольных помощников) начата реконструкция монастырских храмов, хозяйственных построек.

Основание Свято-Успенского монастыря относится к концу XIV века. По преданию, родоначальник мстиславских князей Лугвен Симеон к 1380 году потерял зрение. Ни одно из средств средневековой медицины не смогло сделать князя вновь зрячим. Но однажды во сне ему явился старец, посоветовавший отправиться в пустынь, найти там источник и водой из него омыть лицо. Не сразу удалось князю найти заветную криницу. Но, в конце концов, поиски увенчались успехом: князь умылся водой из найденного источника и моментально прозрел. И первое, что он увидел в ветвях липы, растущей рядом с источником, была икона Богородицы. В память о своем чудесном исцелении князь повелел рядом с чудотворной криницей построить храм. А на площадке чуть выше источника решил заложить мужской монастырь.

Пустынский Свято-Успенский монастырь за свою более чем 600-летнюю историю переживал разное. Был и очень богатой обителью, а временами стоял на грани разорения. После революции 1917-го здесь продолжали жить монахи - до 1931 года. Потом монастырь был закрыт. Что стало с братьями, точно неизвестно. После того как монастырь закрыли, а церкви разрушили, в пустующих зданиях разместились детский дом и школа. Житель Мстиславля Иван Федорович Хроменков свою учительскую карьеру начинал именно там, в далеком 1940-м, а с 1955 по 1958 годы был директором школы. Сейчас он вспоминает, что детей в те годы в бывшем монастыре было достаточно много. В школе занятия шли в две смены. А приходила сюда ребятня из окрестных деревень Беларуси и России.

Даже в годы Великой Отечественной детский дом продолжал работать. Мне рассказывали, что дети не прекращали работы своей пионерской организации, им даже удалось сохранить знамя своей дружины. С ним они и встречали освободителей 60 лет назад.

Детский дом и школа просуществовали в Пустынках до середины 60-х. Потом их перевели в райцентр, и исторический комплекс оказался заброшенным.

...Приехав в монастырь, монахи огляделись и решили обосноваться в бывшем здании игуменского корпуса, где позже располагалась школа. Старший монах, отец Онуфрий, тогда очистил стены от грязи и пыли. А чуть позже, когда монахи уже жили в этом помещении, на одной из стен появился лик Христа. Причем изображение, по словам тех, кто сейчас живет в Пустынках, поначалу было достаточно тусклым. Сейчас же становится все более и более ярким. Иные скептики, узнавшие об этом случае, лишь машут рукой - мол, монахи сами нарисовали. Сам же я подробнейшим образом рассматривал изображение - на рисунок это не похоже.

Очень много паломников сейчас посещает Пустынский Свято-Успенский монастырь. Говорят, что здесь уже побывали верующие люди из всех областей Беларуси, чуть ли не из всех регионов России. И люди продолжают ехать. Одни для того, чтобы поклониться нерукотворному образу Спасителя и сотворить около него молитву, другие - испить воды из чудотворной криницы. Причем, как правило, приезжают не с пустыми руками, везут помощь: кто какую может - одежду, продукты, белье.

Есть и те, кто на время становится послушником и участвует в восстановлении обители. У каждого на то свои причины. Геннадий из Еревана оставил свою квартиру в столице Армении и уже несколько лет живет в Беларуси. По образованию художник (и, по его словам, немножко поэт), участвует в строительстве уже второго православного монастыря в нашей стране. Говорит, что здесь работать приятнее, чем "в миру": и психологический климат иной, и отношение к тебе лучше.

А вот Сергей из Пружан приехал в монастырь решить свои проблемы. Несколько раз он уже был при смерти, лежал в реанимации по причине непреодолимой страсти к спиртному. Врачи ему уже диагноз поставили: хронический алкоголизм. Парень пытался лечиться, кодировался. Да все без толку - вновь уходил в запои и вытворял такое, что и вспоминать стыдно. Из-за водки чуть не лишился жизни и потерял семью. В монастырь же приехал, чтобы разобраться в самом себе. Говорит, что Пустынки стали для него местом, где можно оглянуться на свое прошлое и повернуть жизнь в нормальное русло.

Есть здесь и другие послушники. Например, строитель из маленького райцентра Могилевщины или бывший майор-пограничник. Но далеко не все из них охотно общаются с журналистами. Не хотят, чтобы их фамилии упоминались на газетных страницах - мол, все это мирская суета, а они трудятся с думой о вечном.

Когда-то в период своего расцвета монастырь был не последним на Мстиславщине в деле бортничества. Традиции, похоже, решили возобновить. Во дворе уже появились ульи. Правда, пока пустые - пчел собираются заводить в будущем году. А в этом планируется накрыть крышей церковь Рождества Богородицы, многое сделать и на других объектах монастыря. Уже готова деревянная "макушка" на звонницу - стоит рядом с "обезглавленной" башней. Но пока проблематично ее туда поднять: 45 метров высоты - не шутка. Специальный кран сюда вряд ли пригонишь. Единственный выход - воспользоваться помощью вертолетчиков. Даже мне, неискушенному в строительстве человеку, ясно: для того чтобы Свято-Успенская обитель приобрела свой прежний облик, понадобится не один год, а может, и не одно десятилетие. Но отец Онуфрий считает, что гораздо важнее духовное строительство - чтобы в Пустынках вновь появились монахи. Пока их четверо. В будущем же году должно быть десять. А там, смотришь, поднимутся из развалин Успенский и Покровский храмы.

На развалинах церкви около источника есть табличка с кратким описанием истории монастыря. Рассказ заканчивается словами: "Время, природа и люди сделали свое дело - сейчас здесь руины..." Пока эти слова (применительно ко дню сегодняшнему) справедливы. Верю, однако, что вскоре они потеряют свою актуальность...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter