Пустячок, а приятно

Определение пьесе "Как важно быть серьезным" дал сам автор - классик английской литературы скандальный и гениальный Оскар Уайльд: "Легкомысленная комедия для серьезных людей".
Определение пьесе "Как важно быть серьезным" дал сам автор - классик английской литературы скандальный и гениальный Оскар Уайльд: "Легкомысленная комедия для серьезных людей".

С тех пор пьеса заслуженно считается одной из лучших комедий не только в английской, но и в мировой литературе. Ее интрига элегантна, герои ненавязчивы, а диалоги - словно цитаты из учебного пособия по этике и психологии семейной жизни.

Судя по всему, режиссер Куликовский решил сделать эмоциональную разрядку после напряженного в психологическом плане спектакля "Три высокие женщины" по пьесе Эдварда Олби, где много говорилось о смысле жизни и неизбежности смерти.

Это третья встреча Куликовского с пьесой Уайльда. В студенческие годы Куликовский-актер играл в ней роль Джека Уординга, потом - ставил "Как важно быть серьезным" с театром "На балконе" для Эдинбурга и, наконец, решился на постановку для минского зрителя.

Свою новую работу Куликовский иронично называет "игрушкой" и "пустяком". Главная цель, которую он преследовал, - повеселить зрителя. Как истинный провокатор Куликовский бросил журналистам кость в виде любезного пассажа, что режиссурой он занялся "от нечего делать". Но мы-то с вами знаем, какие жизненные драмы, какой надрыв и уровень неудовлетворенности жизнью за плечами тех людей, которые в зрелом возрасте приходят в режиссуру и начинают ставить хорошие спектакли.

- Пьеса Уайльда - типичный пример "литературы для литературы", - сказал Куликовский. - Главное в ней - великолепный текст. Поэтому задача актера - донести его до зрителя во всей изысканности. Нам очень трудно прорваться сегодня через свое бытовое сознание к этому легкому "чистому искусству".

Вообще, это одна из главных особенностей спектаклей Куликовского - он возвращает на сцену Слово. Беззащитное, отчаянное, нервно-торопливое и сладко-нежное... Слово, которое так часто отсутствует в современном театре или которое просто не слышно из-под обломков "идеи режиссера". Кстати, локальный бум современной драматургии, сосредоточенный под эгидой московского проекта "Новая драма" и на страницах альманаха "Майские чтения", где представлены пьесы уже культовых Максима Курочкина, Евгения Гришковца, Ивана Вырапаева, братьев Пресняковых, заставил говорить критиков о том, что современная пьеса - это "текст вне контекста". Слово - единственно верная тропа для возрождения современной драматургии.

В качестве музыкального оформления в "Эрнесте" использованы романтические саундтреки из фильмов 60-х.

Одним из самых сложных моментов при постановке было собрать артистов - все они из разных театров. Актерский костяк "Эрнеста" - "купаловцы": Галина Толкачева, Август Милованов, Олег Гарбуз, Елена Сидорова, Николай Кучиц, к ним присоединились Татьяна Булгакова из "Виртуозов сцены", Вера Кавалерова из ТЮЗа и Анатолий Голуб из Малого театра Игоря Забары.

Банальности в этом случае об актерском ансамбле и говорить не хочется. Роли впаяны в текст, остается только донести до зрителя изящное слово Уайльда во всей его сдержанной английской гениальности и простоте и двигаться по намеченной траектории, не нарушая общего ритма и правил движения по дороге классики. Куликовский, кажется, вполне осознанно предоставил актерам достаточное пространство, чтобы пошалить и порезвиться. Конечно, есть опасность, что, почуяв зрителя, актеры перегнут палку, веселя его, уйдут в заискивание перед ним, но будем надеяться, что этого не произойдет. Пока экзальтированность Булгаковой, нарочитый лиризм Сидоровой, гротескность Толкачевой, мягкое клоунство Голуба выглядят симпатично.

На пресс-конференции директор агентства "Альфа-концерт" Евгений Ершов поделился с журналистами и новыми планами своей творческой организации. Режиссер Валентина Еренькова уже репетирует пьесу Ивана Вырапаева "Валентинов день", которая является своеобразным продолжением пьесы Михаила Рощина "Валентин и Валентина". Среди занятых в ней - Наталья Гайда, Бэла Масумян, Сергей Чекерес. Также в планах - чеховская "Свадьба".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter