Пустоцвет

Апрель принес очередное «весеннее политическое обострение» в и без того крайне нестабильный во всех отношениях Среднеазиатский регион бывшего СССР... Мнения: оглядываясь на апрель

Апрель принес очередное «весеннее политическое обострение» в и без того крайне нестабильный во всех отношениях Среднеазиатский регион бывшего СССР. В Кыргызстане в результате кровавых массовых беспорядков оппозиция добилась смещения президента К.Бакиева. Насильственная смена власти в этой стране за последние 5 лет произошла уже во второй раз...


В соседнем Узбекистане двумя годами ранее то же самое попытались сделать противники И.Каримова. Попытка эта не увенчалась успехом, а в ходе подавления беспорядков в контролировавшемся повстанцами Андижане погибли многие сотни людей. Точное число жертв до сих пор неизвестно. Еще один сосед Кыргызстана — Таджикистан прошел в 1990–е гг. через ожесточенную гражданскую войну. Ее тяжелые последствия дают знать о себе и спустя полтора десятка лет.


Мода на «политизированную ботанику» для названий событий в новых независимых государствах возникла после эффектных побед оппозиционных проектов «революции роз» в Грузии и «оранжевой революции» в Украине. «Тюльпановая революция» (как теперь оказалось, «первая») в Кыргызстане создала у многих аналитиков впечатление, что все постсоветское пространство вступает в фазу, которая передается словами расписания электричек: «Далее везде»! В Беларусь, Молдову и Россию направились эмиссары организаций, проводивших «цветные революции». В обратном направлении, прежде всего в Украину, потянулись белорусские, российские и молдавские активисты «изучать успешный опыт».


Но, как мы уже знаем, адаптация в других странах СНГ так хорошо сработавших в Грузии, Украине и Кыргызстане цветных стратегий не прошла. Мало того: истекшие годы вполне убедительно показали и былым участникам уличных массовок, что воспользовавшиеся их поддержкой контрэлиты, став элитами, сразу же занялись «переделом». А об обещаниях и посулах «человеку с улицы» они забыли.


Учитывая активное спонсирование ЕС и США проектов «цветных революций», мы можем уже сделать вывод о том, что в постсоветском пространстве методы, применявшиеся ранее для стимулирования перехода постсоциалистических государств к демократии, претерпели существенные изменения. С достаточной определенностью можно говорить о приведении ныне в жизнь комбинированной «навязанно–революционной» стратегии демократического перехода. Она суммирует имеющийся опыт как «навязанного» (Болгария), так и «революционного» (Румыния) путей. Непременным условием для практикования такой стратегии является наличие в постсоветских странах групп и организаций, члены которых ощущают себя «миссионерами». Как бы «прикомандированными» к странам проживания для осуществления их политической модернизации по западному «нормативу». В одних случаях это может быть продиктовано вполне меркантильными соображениями, в других — политическим идеализмом, недомыслием или простым невежеством.


Поскольку такие группы наличествуют почти во всех постсоветских странах, то возникает вопрос: почему в некоторых из них проект «цветных революций» прошел, а в других — нет? И здесь уже решающее значение начинает играть комплекс показателей экономического, социального и морального порядка. Ведь массовое сознание стоит на фундаменте, с одной стороны, довольно смутных, но с другой — достаточно твердых представлений о справедливости. К примеру, каков удельный вес самого обездоленного населения в стране? В частности, по данным Всемирного банка на 2002 г. (то есть накануне цветных революций), доля живущих менее чем на 2 доллара в день в Грузии составила 30,4%, в Кыргызстане 51,9%, в Узбекистане — 76,7%. В Беларуси — менее 1%... Понятно, что массы бедных людей куда более «легки на подъем». Чувствительно массовое сознание и к другим вопросам. Воровата ли властная элита? Обеспечивает ли государство приемлемый социальный порядок? Каков уровень заботы в госучреждениях при рассмотрении основных нужд людей?


«Железный канцлер» Германии О. фон Бисмарк остроумно заметил, что социализм вообще–то замечательная вещь... Вот только нужно найти страну, «которую не жалко», чтобы опробовать его... Именно таким вопросом и нужно было озаботиться проектантам «цветных революций»! Ведь все «векселя», щедро раздававшиеся в их ходе, оказались на поверку фальшивыми. По ним просто некому и нечем платить! В странах, прошедших через революции, произошло реальное ухудшение положения практически во всех сферах.


В качестве завершения уместно использовать известную максиму А.Солженицына: «Я понял ложь всех революций». Убежден, что постсоветские общества и государства переросли подобные потрясения. Однако, поскольку разница общественных интересов, всякого рода противоречия попросту неизбежны в любой стране, то не будем забывать о наиболее универсальном инструменте народовластия — всеобщем избирательном праве. Цивилизованность и политическая культура растут только на этой почве.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter