Пусть заиграет патефон

Только в детстве хочется быть старше.
Только в детстве хочется быть старше. Только в юности хочется выглядеть солиднее.

Ну а в каком возрасте хочется назвать не совсем круглую дату юбилеем? Пожалуй, тогда, когда детство и юность остались за спиной, а душа по-прежнему остается молодой. Так бывает только в одном месте на свете - в школе. Есть у нее такое магическое свойство - хотя бы на мгновение возвращать в прошлое.

А может, за это нужно благодарить... патефон?

Посверкивающий коричневым ледерином прямоугольник стоял на стенде школьного музея. И по всем приметам был действующим. Почти как в моем детстве. Правда, в моих воспоминаниях он был синим.

Его вручили моему дядьке в качестве премии за отличную работу в колхозе. Кажется, на жатве. Точно не помню. Я вообще не должна ничего из той поры помнить, потому что в силу малолетства могла лишь путаться под ногами у взрослых. И потому до сих пор ломаю голову над вопросом: было ли это наяву или приснилось - синий патефон торжественно вносят в дом. И крутят блестящую ручку - в первый и последний раз. А потом водружают на шкаф под грустноватую теткину фразу: "Лучше б отрез на костюм дали".

А может, я придумала эту фразу?

Кажется, нет. У меня с детства зеркальная, абсолютная память на слова и детали.

Лет пятнадцать назад девственно-действенный агрегат тетка отдала в школьный музей. Учителя с учениками попросили - как отказать?

Похоже, музейные патефоны, как близнецы-братья, любят рассказывать посетителям свои сказки. Что ж, эпоха-то была на всех одна, общая, со схожими проблемами и заботами.

Так думала я, глядя на коричневого знакомца в музее Залужской средней школы, которая вовсю готовилась к именинам - 145-летию.

По соседству с патефоном дремали на стендах старинные медные самовары, ткацкий станок - "кросны", прялка, она же "кала›рот", глиняные горшки и прочая, уже превратившаяся в раритет утварь.

"Наста›нiкi разам з вучнямi хадзiлi па хатах навакольных в„сак i прасiлi жыхаро› падарыць будучыя экспанаты. Мы разумелi: надыйшо› той час, калi мы можам альбо згубiць, альбо захаваць спадчыну. I людзi без усякiх грошай аддавалi прадметы да›нiны. Вось гэтыя кросны, напрыклад, дала мацi майго мужа - Марыя Iвана›на Цвiрко", - доносится до меня мягкий голос бывшего директора школы, а нынче учителя истории Таисии Цвирко, по чьей инициативе был создан в 1985 году в Залужье живой и уютный школьный музей.

О, какие чудесные, гармоничные слова безупречно произносит на "роднай мове" Таисия Павловна (Залужская одиннадцатилетка, как и большинство сельских школ Столбцовщины, белорусскоязычная), напоминая бархатными интонациями любимые с детства "радиоколыханки"! Только на родине песняров (в здешних краях почти каждый считает себя продолжателем коласовской Музы) можно услышать столь чистую мелодию наследного слова.

И только в школе можно вернуться в детство.

Директор Залужской средней школы Марина Кондратина на минутку забегает в музей: только успели принять гостей республиканского семинара "Инновационные подходы к формированию здоровья детей, совершенствованию форм воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в учреждениях образования Столбцовского района". И тут же - вторая славная оказия: именины. Да какие: можно по праву величать себя старейшей школой в районе. И ведь до недавней поры даже не подозревали об этом: здание, в котором нынче занимаются 149 учеников, построено в 1980 году взамен скромных послевоенных построек. Красивое, добротное, с уютными классами-кабинетами и роскошным садом-цветником под окнами. Вспыхивающая по весне всеми цветами радуги живая красота, как и музей, - дело рук учеников и их педагогов. Кстати, из 25 учителей 12 - выпускники этой же школы.

Богатую родословную местного источника знаний откопал краевед из Столбцов Александр Турко, бывший партработник, а ныне неутомимый поисковик-старатель. Именно он, радея об истории края, нашел в архивах данные, что просвещение в деревне Залужье берет начало с 1857 года. На изломе позапрошлого века жители вполне крепкой деревни с постоялым двором и церковью, принадлежавшей помещику Петру Львовичу Витгекштейну (в 1870 году здесь насчитывался 131 двор и проживали 733 человека), поняли, что ученье - воистину свет для души. И с удовольствием стали посылать любимых чад на уроки к местным священнослужителям. Чтобы башковитые отроки учились при церкви молитвам, грамоте, письму, основам счета и духовным песнопениям. Александр Турко нашел даже фамилию тогдашнего наставника молодых в Залужье - дьячка Пармена Суского. 11 марта 1860 года в "Минских губернских ведомостях" была опубликована официальная хроника с благодарностью минского губернатора администратору мирских поместий Г.Блюму (Залужье тогда размещалось в Мирской волости Новогрудского уезда Минской губернии) "за его поддержку поселковых училищ при церквах". Усердному учителю из Залужья были пожалованы 15 рублей серебром в год, бочка жита, полбочки ячменя, 5 возов дров в месяц плюс 5 рублей на книги, бумагу и другие потребности училища.

Вот такая информация для тех, кто считает, что был наш народ сплошь темным и забитым.

Залужская церковноприходская школка действовала аж до Первой мировой войны, причем ровно сто лет назад, в 1902 году, вселилась в специально построенное здание, в котором, по воспоминаниям старожилов, в войну разместился госпиталь.

А еще в 1879 году в Залужье появилась так называемая тайная школа - этакий надомный ликбез, где доморощенные просветители учили крестьянских детей грамоте на белорусском языке. Архивы сохранили их фамилии - некто Андрей Санько и Осип Саматыя. Понятное дело, такие школы не нравились царским властям и при обнаружении сразу же закрывались.

Но вкус к знаниям уже был привит - и в 1884 году 21 залужский мальчик раскрыл букварь в школе грамоты, куда прибыл учительствовать выпускник народного училища Михаил Гуринович. Перед самой же Первой мировой в Залужье появилось и первое народное училище.

Деревня, которая насчитывает за плечами полутысячную историю, гордится и тем, что действовали в здешних краях в 20 - 30-е годы прошлого века польские приватные школы, где, согласно пожеланиям общественности, разрешалось изучать белорусский язык и культуру.

В 1944 году за парты Залужской семилетки сели ученики, которые сегодня помнят историю местного просвещения не по архивам, а по собственным биографиям. Можно сказать, первый полноценный выпуск, на глазах которого альма-матер превратилась в полноценную десятилетку.

...Когда за окном столь славный юбилей, и лютый мороз не страшен! Вот только букеты с живыми цветами приходится беречь от холода. О, мне, конечно бы, хотелось сказать: и я на празднестве была, мед-пиво пила. Но врать не буду - на сами именины не попала, поскольку приехала в Залужскую среднюю школу накануне ее 145-летия. Чуть-чуть упредила события. Впрочем, чего лукавить: желанных гостей в урочный час и без меня хватало. Местная одиннадцатилетка-то - подлинная кузница кадров. Правда, разбираться с ними приходится с помощью энциклопедий. Почему? Потому что многие залужские питомцы на правах титулованных людей Беларуси "поселились" на страницах почетных фолиантов. Достаточно назвать фамилии доктора медицинских наук Семена Наумовича, доктора физико-математических наук Болеслава Виленчица, доктора искусствоведения Евгения Сахуто.

А еще отсюда "выпорхнули" нынешний председатель Столбцовского райисполкома Николай Пархимович, заместитель генерального директора Минского тракторного завода Леонид Крупец, сотрудница идеологического отдела Администрации Президента Алла Барчук, редактор местной газеты "Прамень" Юрий Богатко. Перечислять список можно долго-долго - такая это удивительная школа.

А можно просто найти в музее список медалистов, учет которых здесь ведут с 1960 года. И с гордостью показать детям-внукам знакомые фамилии.

А потом попросить Таисию Павловну завести патефон. Что-то мне подсказывает, что она не откажет.

И тогда в самом прикладном историческом классе с самоварами и прялками зазвучит музыка времени. Вначале - в четырех стенах. А потом - и в душе. Дивная-дивная и у каждого - своя.

P.S. И вот что мне только что сказали залужские педагоги. На достопамятные именины родной школы прибыли практически все знатные питомцы. И надарили уйму подарков: компьютер, ксерокс, цветной телевизор, картины. И получили молодые наставники самый главный и наглядный в жизни урок, глядя, как ставшие маститыми ученики обнимают скромных сельских учителей...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter