Пусть цветет жизнь...

Сколько человек живет? Этот вопрос очень любит задавать моя младшая дочь, вынуждая меня каждый раз придумывать все новые и новые ответы: от конкретных цифр до духовных истин. Удовлетворяя ее детское любопытство в 27-й раз, я, кажется, нашла ответ. Для нее, но больше для себя. Человек живет, пока его помнят…

Пока я не стала мамой, я часто недоумевала, зачем людям нужен особый праздник, когда поминают ушедших, почему к нему так трепетно относятся мои родители и все родственники и почему для него выделяют сразу несколько красных дней календаря. Потом я принесла миру уже своих потомков, и все встало на свои места, как мозаика сложилась… Мозаика с прекрасным рисунком полноты жизни. На нем изображено могучее ветвистое дерево с увесистой кроной, крепкими корнями и сладкими плодами. Ему не страшны ни бури, ни засухи, ни топор лесоруба. Оно живет свою жизнь: цикл за циклом, расцветая и увядая, ранясь и заживляя раны, давая прохладу усталому путнику и укромный уголок запасливым белкам и целеустремленным дятлам — в гармонии с окружающим миром. Малая часть большого целого.

Недаром мы, стремясь узнать свой род, составляем генеалогическое древо. Каждый из нас лишь ветка на нем... Но будет ли ветка цветущей и дающей жизнь, зависит от того, как чувствуют себя корни: защищены ли они от внешнего, напоены ли водой памяти, не вырублены в погоне за эстетикой или материальной выгодой.

Я, лишь став мамой, прочувствовала, что человек не приходит ниоткуда: он часть огромной родовой судьбы, где люди тесно связаны между собой, где сильные стороны одних компенсируют слабости других, где радость утраивается, а беда не давит безнадежностью. Например, я своей большой семьей отдаю долг нашему родовому дереву за то, что я у родителей была только одна, хотя их любящий союз мог бы дать много крепких веточек нашему дереву. А когда у нас случается радость, обязательно делюсь со всеми родственниками фотографиями и сообщениями, благо современные технологии позволяют это сделать практически молниеносно. И в бедах мы крепимся, подставляя плечо друг другу. Мне кажется, без такой духовной основы человек становится лишь тенью себя. Или, как в народе говорят, человек, как и дерево, засыхает без корней…

Кстати, была удивлена, узнав, что в европейских странах нет именно такого праздника: когда люди собираются всем родом и вспоминают тех, кто ушел. Там оставшаяся в сознании необходимость помнить выливается в формы карнавалов и маскарадов, где люди пляшут с масками черепов на лицах и переодеваются в чудищ. И вместо укрепления своего семейного дерева они поминают к ночи бесов. В этом смысл Хеллоуина и подобных ему так называемых дней всех святых (или, может, бесноватых…). Вот вам и разница мировоззрений: нашего человека, который с нетерпением ждет этих весенних дней, чтобы съездить на малую родину, поцеловать землю, по которой бегал в детстве босиком, и увидеться с близкими, — и цивилизованного, европейского, который в стремлении к наслаждениям неистовствует на улицах, надев на себя яркие перья и устрашающие костюмы.

Для нас главное — сохранить эту нить… И в нашей стране это понимают на самом высоком уровне, ведь наш Президент — настоящий человек из народа, и он знает, что пока память живет, никакие короеды нашим деревьям не страшны…

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter