Онкологи Союзного государства разрабатывают программы по борьбе с раком

Пусть он пятится назад

СЕГОДНЯ ученые Беларуси и России в одной связке работают над решением самых актуальных медицинских проблем. Результаты есть, и неплохие: например, успешно реализована программа Союзного государства «Стволовые клетки», призванная создать целую отрасль — регенеративную медицину. На очереди еще две — «ДНК–идентификация» и программа разработки новых спинальных систем для лечения детей с повреждениями позвоночника. Объединить усилия готовы и онкологи. На днях в Минске прошла совместная коллегия минздравов Беларуси и России по вопросам онкологии: специалисты говорили о новых подходах к профилактике, диагностике и лечению злокачественных опухолей и обсуждали пробелы в сотрудничестве, которые срочно нужно восполнить.

По словам директора Республиканского научно–практического центра онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н. Александрова Олега Суконко, сегодня рак бросает очередные вызовы: специалисты готовятся диагностировать по 50 тысяч новых случаев ежегодно, все чаще — опухоли предстательной железы и щитовидки. Именно поэтому так важно делать упор на раннюю диагностику и скрининг, молекулярно–генетические исследование в онкологии, и разрабатывать собственные противоопухолевые лекарственные средства, ведь импортные — невероятно дорогие. К слову, в этом направлении белорусам есть чему поучиться у россиян:

— В России начали производство таргетных препаратов, и этот опыт нам очень интересен: например, предприятие «Нативита», открытое в Бешенковичах Витебской области и ориентированное на разработку и выпуск инновационных лекарств для лечения онкологических заболеваний, сотрудничает с российской компанией «Биокад». Вообще приблизительно половина лекарств, которые мы используем — белорусского производства, и они ничем не отличаются от зарубежных аналогов, такие же качественные и эффективные, — отметил Олег Суконко.

Есть над чем совместно поработать и детским онкологам: сегодня в межгосударственную систему оказания помощи детям, страдающим онкологическими и гематологическими заболеваниями, входит более 30 ведущих центров России и Беларуси. Еще 8 лет назад руководители этих клиник наметили направление, в котором стоит двигаться: речь тогда шла о создании единого регистра типированных доноров костного мозга Беларуси и России. Увы, такой банк так и не появился: по словам директора Республиканского научно–практического центра детской онкологии, гематологии и иммунологии Ольги Алейниковой, программа, иначе не скажешь, была похоронена. Но сегодня этот вопрос — на карандаше у высшего руководства: не так давно министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова распорядилась рассмотреть возможность создания единого банка клеток для Союзного государства и уделить особое внимание развитию этого направления на следующие три года. Ольга Алейникова надеется, что у этой программы будет другая судьба.

Российские коллеги готовы поддержать амбиции белорусских врачей. Так, заместитель министра здравоохранения РФ Дмитрий Костенников подчеркнул, что развитие онкологической службы сегодня — один из приоритетов Министерства здравоохранения Российской Федерации и деятельности всего здравоохранения страны. «Мы придаем большое значение вопросам сотрудничества с Республикой Беларусь как по этому направлению, так и по другим вопросам, связанным с медициной, фармацевтикой», — сказал Дмитрий Вячеславович. Замминистра уверен: чем чаще наши врачи будут обмениваться информацией друг с другом, тем результативнее будет борьба с раком.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Ольга Алейникова, Директор Республиканского научно–практического центра детской онкологии, гематологии и иммунологии Министерства здравоохранения Республики Беларусь:

— Сегодня мы вылечиваем более 70% своих пациентов — детей и подростков. Терапия действенная, но пришло время серьезно изучить ее поздние эффекты — и делать это надо в рамках союзной программы. У нас уже есть концепция: «Разработка персонифицированных технологий для восстановления здоровья пациентов после лечения онкологических заболеваний в детском возрасте». Мы готовы диагностировать поздние эффекты терапии, выработать комплекс мероприятий, которые позволят в будущем минимизировать их или предотвратить. Чего добьемся? Будет понимание, что можно сделать для каждого конкретного пациента на этапе лечения. Очень хотелось бы, чтобы программа была принята на уровне правительства Союзного государства, и мы с российскими коллегами могли работать над ее реализацией.

MELESHKO@SB.BY
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter