Наши корреспонденты прогулялись с потомками Тимофея Бородина по гомельской улице, названной в память о нем

«Пусть нашей страны никогда не коснется война!»

До своего 25-летия Тимофей Бородин не дожил около двух месяцев. Через 23 года после гибели руководителю оперативного центра по координации деятельности подпольных групп в Гомеле присвоили звание Героя Советского Союза. Завести семью ему помешала Великая Отечественная война, поэтому прямых потомков у него нет, но есть другие родственники, которые свято хранят память о героическом предке. И, конечно, не только они. В честь Тимофея Степановича Бородина в Гомеле названа улица. Наши корреспонденты прогулялись по ней вместе с Валентиной Бородиной  (ее дедушка  Владимир Степанович — родной брат героя) и с ее сыном Женей.

Родственники Тимофея Бородина: двоюродная внучка Валентина Еленская и двоюродный правнук Евгений Еленский.

Гордость и ответственность

В 1960-е годы имя Героя Советского Союза получила улица Седьмая в старом частном секторе. Однако домов здесь становилось все меньше и со временем не осталось совсем.

— Семья по этому поводу очень переживала, — вспоминает Валентина. — Однажды родной брат Тимофея — Евгений Степанович — приехал в Гомель и написал руководству города письмо с просьбой присвоить имя героя другой улице.

Знаковое событие произошло в 2009-м: улица Тимофея Бородина появилась в новом микрорайоне Мельников Луг, а два года назад стену одной из новостроек украсил мурал с изображением мужественного подпольщика.
Тимофей Бородин.

— Когда на домах только начали появляться таблички с названием улицы, мы всей семьей приехали сюда фотографироваться — это был очень волнительный для нас момент, — говорит гомельчанка.

Многие годы она работает учителем младших классов. Вспоминает, как в детстве на одном из школьных мероприятий присутствовал сын Героя Советского Союза Романа Илларионовича Тимофеенко Ростислав:

— Он посмотрел на меня и сказал: «Это точно родня Тимофея Бородина!» Вы представляете, насколько сильным было сходство между нами, учитывая, что я не его прямой потомок.

Кстати, и Женя внешне — копия героя-подпольщика. Причем похож не только овалом лица и чертами, но даже зачесанными назад русыми волосами. В такое сходство, передавшееся через четыре поколения, даже поверить сложно.

— Рассказы о Тимофее Степановиче я слышу с самого детства, и для меня эта семейная история всегда была поводом для гордости, — рассказывает Женя. — Писал сочинения о прадедушке — так называть его мне нравится больше, чем по имени-отчеству. Читал всю информацию, которую находил в интернете, даже сам стал заниматься исследовательской работой на эту тему. А еще вместе с семьей мы сделали генеалогическое древо — в нем пять поколений.

— Родство с Тимофеем Бородиным налагает на нас серьезные обязательства, в том числе быть патриотами своей страны, в любых обстоятельствах оставаться преданными государству и Президенту, — подчеркивает Валентина.

Погиб за Родину

Каким был Тимофей Степанович?

— По рассказам отца, он был волевым, упрямым, целеустремленным, — перечисляет Валентина черты характера героического родственника. — Но не будь он таким, видимо, не ставили бы перед ним задачи, от выполнения которых во многом зависела результативность подпольной работы в городе.

А затем она достает из сумки семейный раритет — трудовую книжку Тимофея Бородина. Первая запись датирована десятым января 1939 года, когда после окончания Московского полиграфического института парня приняли на фабрику «Полеспечать» токарем, затем назначили инженером, далее — начальником ремонтного цеха.

— В августе 1941-го на фабрике появилась подпольная организация, которую возглавил Тимофей. Входили в нее и другие члены семьи Бородиных. Работа на «Полеспечати» помогала печатать и распространять листовки, размножать сводки Совинформбюро, изготовлять пропуска и удостоверения личности (с ними подпольщики могли передвигаться по городу). Типография стала базой для подполья, — рассказывает Валентина. — Затем он был уволен в связи с отзывом по распоряжению обкома. Если бы фашисты увидели его трудовую, расстреляли бы сразу, потому что догадались бы, зачем он работал на этом предприятии.

Родственники Тимофея Бородина: мама, сестра и братья.
 
Чтобы уберечь себя, семью и свое дело, Тимофей Степанович прятал трудовую книжку: закопал в землю во дворе родительского дома на улице Плеханова.

— В истории период Великой Отечественной войны — самый интересный для меня, — не скрывает Евгений. — Конечно, в первую очередь это связанно с моим героическим предком. Я читаю некоторые биографические факты и просто поражаюсь, насколько смелым и самоотверженным он был. Например, ему, его товарищу и младшей сестре Лиде поручили взорвать элеватор, но на выходе из дома Тимофея арестовали. Сестра, в корзинке у которой находилась взрывчатка, смогла скрыться и рассказала об этом маме. Потом на допросе выяснилось, что кто-то из соседей донес на них. Товарища расстреляли сразу, Тимофею Бородину удалось выйти на свободу. Но для этого потребовалось в трехдневный срок предоставить оккупационным властям подписанное 18 местными жителями поручительство за него как за лояльного новой власти и не связанного с подпольными организациями. Матери Тимофея с огромным трудом удалось собрать нужное количество подписей. Кстати, она во всем помогала подпольщикам, хотя осознавала огромный риск для всех членов своей семьи.

Чтить и беречь

Подпольная организация крепла. В ноябре 1941-го Тимофей Бородин, Роман Тимофеенко, Иван Шилов и Федор Железняков взорвали мастерскую по ремонту вражеских танков. Через несколько дней взлетел на воздух склад горючего в районе Новобелицы, где хранились десятки тонн бензина. За ним последовал ресторан, где любили проводить время фашисты, — в результате этой операции погибли около 100 гитлеровских офицеров, в том числе генерал.

Весной 1942 года подпольная организация начала готовиться к уничтожению городской электростанции, однако сотрудники гестапо тоже не бездействовали. 9 мая Тимофея Бородина арестовали и 20 июня расстреляли.

На прощание Женя сказал:

— Я верю, что война больше никогда не коснется нашей страны, а мы, молодое поколение, будем чтить память героических предков и, как и было ими завещано, беречь родную землю от любых вражеских посягательств. Это наш священный долг.

severyanova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter