Пусть круглее, лишь бы не выше

В Беларуси будут округлять розничные цены и тарифы

В Беларуси будут округлять розничные цены и тарифы в связи с планами Нацбанка вывести из обращения расчетные билеты номиналом 10 и 20 рублей. Минторг подготовил рекомендации о порядке округления розничных цен и тарифов.

Председатель правления Национального банка Надежда Ермакова заявила 20 октября журналистам, что расчетные билеты номиналом 10 и 20 рублей планируется вывести из обращения, так как на их обслуживание тратятся значительные средства. Коллекционерам стоит заранее отложить на память мелкие купюры поновее, а Нацбанк внес предложение правительству округлять цены до 50 рублей.

Итак, как разъяснил Минторг, розничная цена округляется за принятую единицу измерения (штуку, десяток, метр, килограмм, литр и т.п.). Так, значения в сумме до 25 рублей отбрасываются, от 25 включительно до 75 рублей округляются до 50, от 75 рублей включительно и выше округляются до 100 рублей. То есть округление должно происходить равномерно и поддерживать равновесие, не приводя к повышению цены. При определении розничных цен на комплект (гарнитур, набор), комплектуемый в организациях торговли, округляется цена каждого изделия, входящего в его состав, отдельно. После суммирования цена комплекта уже не округляется. В торговых объектах общественного питания округляется продажная цена блюда, изделия, порции. При реализации весового и мерного товара округляется стоимость каждой покупки (отвеса). Цены на товары, реализуемые по отпускным ценам с добавлением предельных торговых надбавок, округляются после начисления этих надбавок и налога на добавленную стоимость.

Судя по всему, существенного влияния на уровень цен процесс округления не окажет. Между тем в Минторге, так сказать, лишний раз предостерегли от соблазна: обратили особое внимание, что предприятия и предприниматели, ведущие розничную торговлю, должны соблюдать предельный размер торговых надбавок по товарам, в отношении которых осуществляется ценовое регулирование, и при этом не допускать нарушений законодательства о ценообразовании.

Между тем розничный товарооборот в стране через все каналы реализации в январе—сентябре текущего года возрос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 11,4 % — до 70 трлн. рублей, сообщил Национальный статистический комитет. Это не так и много, если учесть годовой прогноз темпов роста в 117—118 %. Пока на уровне прогноза только Витебская область (117,8 %), недалеко от нее Гомельская (115 %). В торговле розничный товарооборот за 9 месяцев составил 54,4 трлн. рублей и вырос на 18,2 % по сравнению с аналогичным уровнем 2010 года. Розничный товарооборот торговых организаций Белкоопсоюза за январь—сентябрь составил 6,7 трлн. рублей, и это на 13,8 % больше, чем за аналогичный период прошлого года.

В объеме розничных продаж практически не поменялось соотношение продовольственных и непродовольственных товаров (51,5 % и 48,5 %). Пищевых продуктов, алкоголя и табачных изделий продано больше чем на 36 трлн. рублей, на 2 трлн. рублей больше, чем промтоваров, но эти продажи росли медленнее, чем по промтоварной группе, почти на 2,5 процентных пункта.

Примечательную тенденцию содержит отчет Национального статкомитета: за первые девять месяцев 2011 года в объеме продаж в торговых организациях Беларуси существенно сократилась доля импортных товаров.

Доля импортного растительного масла, например, на белорусском рынке уменьшилась с 69,7 % в январе—сентябре прошлого года до 58,9 %. Зарубежные крупы занимают теперь 46,8 % отечественного рынка вместо почти 56 % в прошлом году. Доля продаж импортных синтетических моющих средств в Беларуси снизилась с 65,6 % до 54,5 %, стиральных машин — с 57,5 % до 33,1 %. В случае с моющими средствами мы видим действие реального импортозамещения. Во-первых, «Бархим» направил основные потоки своей продукции на внутренний рынок. Во-вторых, на рынке Беларуси появился новый крупный производитель стиральных порошков, который продвигается очень интенсивно и с брендом «Мара» уже занял долю более 10 %. Правда, заметно возросли продажи импортных цветных телевизоров: с 16,9 % от всего объема продаж в прошлом году до 39,2 % в нынешнем.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter