В РНПЦ эпидемиологии и микробиологии ищут средства защиты от опасных инфекций

Пусть эпидемии пройдут стороной

Какой вид гриппа нам ждать этой осенью? Что за инфекции привезут с курортов отдыхающие? Как поставить заслон опасным вирусам вроде Зика и Эбола или быстро локализовать местных возбудителей вспышек болезней? Границ для вирусов и бактерий не существует. А для того чтобы любую инфекцию можно было встретить во всеоружии, в РНПЦ эпидемиологии и микробиологии круглый год кипит работа. Тут не только тщательно контролируют текущую ситуацию, разбирают сложные случаи и изучают вредоносные агенты, но и выстраивают единую цепь противостояния им — от науки до технологии и практики.





Тому, что на территории нашей страны не разгулялись «птичий грипп», коронавирус MERS, лихорадка Ласса и прочие грозные заболевания, вспышки которых отмечены в мире, мы обязаны созданной у нас мощной защитной системе. РНПЦ эпидемиологии и микробиологии в ней отведена одна из ключевых ролей: дать научный базис всей работе и определить, какими методами ее вести. Например, в Беларуси, как и в каждой стране, где есть международный аэропорт, имеется риск завоза вирусов Зика и Эбола. Заведующий лабораторией биотехнологии и иммунодиагностики особо опасных инфекций, доктор медицинских наук Александр Владыко знаком с ними не понаслышке: «В нашей коллекции есть эти вирусы, для них разработаны собственные диагностические методы на основе ПЦР. При любом подозрении мы можем быстро узнать, с каким вирусом, штаммом имеем дело. По Эбола мы сделали и зарегистрировали тест–системы еще в 2012 году. Сейчас активны международные контакты, и привезти к нам могут все что угодно. В аэропортах действуют тепловизоры. Если у прилетевшего повышена температура, за ним устанавливается медицинское наблюдение, проводятся лабораторные исследования. В 2014 году мы сделали 16 проб при подозрении на Эболу. По Зика ситуация аналогична, тест–система наготове: скоро наши поедут на Олимпиаду в Рио–де–Жанейро, а в Бразилии отмечаются ее вспышки».


Александр Владыко

Неусыпного внимания требуют и другие инфекции. Человечество окончательно победило только оспу. А за всеми остальными, включая грипп, краснуху, коклюш и практически исчезнувший полиомиелит, нужен строжайший контроль. И в этой области специалисты РНПЦ работают по лучшим мировым стандартам.

«Хотим мы или нет, мир прозрачен. Поэтому, с одной стороны, важно, чтобы в стране были система вакцинации, защиты населения, коллективный иммунитет, а с другой — мы могли бы быстро диагностировать и купировать любые вспышки, — объясняет Александр Петкевич, кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник центра. — Мы выезжаем на место вместе с врачами из центров гигиены, проводим расследование, определяем, с какой инфекцией имеем дело, помогаем установить ее источник, пути передачи и выработать предложения по борьбе с возбудителями в конкретном месте. Вспышки, в том числе энтеровирусов, норовирусов, погашаются оперативно. Они локальны, потому что есть и четкая система, и готовность практических работников, и препараты — они всегда в наличии, так как мы не зависим от импорта».


Александр Петкевич

А вот созданный на базе РНПЦ Национальный центр по гриппу и другим острым респираторным заболеваниям круглый год мониторит циркулирующие у нас штаммы. С 1 октября по 1 апреля еженедельно, а в остальное время два раза в месяц по всей стране собирается информация и ведется строгий учет всех возбудителей ОРЗ. И сразу видно, что, скажем, в сентябре выявляются адено– и парвовирусы, а грипп появляется только в конце декабря. Прогнозируется развитие ситуации, чтобы ориентировать практическую службу: сколько нужно специалистов, лекарств, коек. Заранее надо закупить и вакцины, провести иммунизацию. Кроме того, мы, как и все страны, выделяем свои штаммы гриппа и регулярно направляем их в ВОЗ. На этом основании с высокой долей вероятности определяется, какая инфекция будет в этом году и, следовательно, состав вакцин. В результате «угадываемость» штаммов в вакцинах более 80%. Как только у нас стало прививаться более 40% населения, повальных эпидемий гриппа не наблюдается.


Под контролем


Дифтерию, корь, краснуху, полиомиелит, коклюш у нас практически не встретишь. А раз так, считают противники прививок, стоит ли нагружать организм? Стоит, уверена заместитель директора по научной работе РНПЦ эпидемиологии и микробиологии кандидат медицинских наук Вероника Шиманович: «Ежегодно мы регистрируем на своей территории завозные случаи кори, краснухи. И только высокий уровень иммунизации избавляет нас от массовых случаев их распространения. И вероятность встречи с вакциноуправляемыми инфекциями всегда есть. В 2016 году в Бельгии был летальный случай от дифтерии, в США — от коклюша. Так стоит ли рисковать?» В наш национальный календарь входит 9 прививок, в том числе от гриппа, что позволяет делать их бесплатно. Специалисты центра считают, что можно было бы расширить контингенты прививаемых лиц от пневмококковой инфекции, вызывающей пневмонии, отиты, менингиты, и от хиб–инфекции, которые сейчас проводят группам риска. Идет работа над этим, в том числе и по снижению стоимости вакцинации.


Вероника Шиманович

Болезни грязных рук


Сезон, когда велик риск подхватить кишечные вирусные инфекции, наступил. И среди них наиболее актуальна в летний период энтеровирусная. Это могут быть не только кишечные расстройства, но и респираторные и другие проявления в виде «герпетической» ангины, сыпи, миалгии, а также тяжелых патологий — менингитов, энцефалитов, миокардитов, которым более часто подвержены дети, предупреждает руководитель республиканской референс–лаборатории по диагностике кишечных вирусных инфекций и санитарной вирусологии, доктор медицинских наук, профессор Тамара Амвросьева. «Мы постоянно ведем мониторинг возбудителей кишечных инфекций. В последнее время на территории нашей страны появились новые генотипы норовирусов, вызвавшие отдельные эпизоды групповой заболеваемости осенью–зимой прошлого года. Что касается энтеровирусов, в этом и прошлом году ситуация была относительно благополучной. Но она может поменяться. На днях появилась информация о крупной вспышке энтеровирусной инфекции в Испании (Каталония), во время которой зарегистрировано 29 случаев энцефалитов у детей до 6 лет. До этого там появился новый для данной территории высокопатогенный энтеровирус D68 (родом из восточно–азиатских стран — Китая, Тайваня). Не исключено, что он может прийти и к нам, ведь Испания — популярное место отдыха». Для выявления кишечных вирусных заболеваний в нашей стране есть все необходимое. А в РНПЦ только что созданы новые современные ПЦР тест–системы для экспресс–диагностики энтеро– и норовирусной инфекций. Ведь быстрая диагностика, в течение первых 24 часов, сокращает длительность вспышки на неделю. Вакцин от этих инфекций нет — уберечься поможет личная гигиена, в том числе мытье рук, а также овощей и фруктов.


Тамара Амвросьева

Проверка на устойчивость


Антибиотики строго по рецепту — одна из мер по решению глобальной проблемы: растущей устойчивости бактерий к лекарствам. Ситуацию в мире отслеживает сеть лабораторий, в том числе и референс–центр в РНПЦ эпидемиологии. Член–корреспондент НАН Беларуси, руководитель лаборатории клинической и экспериментальной микробиологии Леонид Титов заверяет, что около 35 — 40% микробов уже устойчивы к антибиотикам, а для пациентов палат интенсивной терапии этот показатель и вовсе 70 — 95%! «Нужен четкий контроль за использованием антибиотиков в стационарах. Неправильно, если врачи назначают препараты широкого спектра действия. Если они будут опираться на результаты тестирования резистентности, адекватность назначений возрастет. Это снизит и расходы на закупку лекарств на 10 — 15%. Контроль за назначением антибиотиков должен идти при участии главврача, бактериолога, фармаколога, эпидемиолога. В этом плане хорошо работают в 10–й, 2–й, 9–й клинических больницах Минска, а также в детской и взрослой инфекционных». В регионах процесс тоже идет, чему способствуют ежегодные семинары.ъ



ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Владимир Горбунов, директор РНПЦ эпидемиологии и микробиологии, кандидат медицинских наук:

— Мы единственное научное учреждение в стране, которое комплексно занимается вопросами эпидемиологии, вирусологии и микробиологии, паразитологии и иммунологии. В центре 11 научных лабораторий, работает девять национальных центров и референс–лабораторий, в том числе по ВИЧ–инфекции, гепатитам В и С. Кроме этого мы занимаемся разработкой и производством диагностических тест–систем и препаратов, необходимых в сфере микробиологии и вирусологии — питательных сред, культур клеток. Это импортозамещающая продукция, востребованная во всех регионах страны. Наши специалисты способны разобраться с самыми сложными случаями при диагностике вирусных и бактериальных заболеваний.



КСТАТИ

В специализированной коллекции патогенных вирусов и бактерий, собранной в РНПЦ, более 11 тысяч «экспонатов». У нее статус национального достояния Беларуси.


vasilishina@sb.by

Советская Белоруссия № 111 (24993). Вторник, 14 июня 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter