«Пусть бьют родители…»

Еще в советской школе, если кто помнит, физические меры воспитания были категорически запрещены. Считалось, что со всеми трудностями поведения могут прекрасно справиться учителя, общественные организации и здоровый ученический коллектив. Однако в четвертом классе мы, например, панически боялись своей учительницы, которая могла со всей силы лупануть линейкой по рукам говорунов или откровенных «плагиатчиков» контрольных. С красными «открученными» ушами частенько возвращались из кабинета директора и мальчишки, уличенные в неблаговидных поступках… Жаловаться или возмущаться никому не приходило в голову: во-первых, подобные, если не круче, меры воспитания процветали в семьях. Во-вторых, следовало признать, что наказывали некоторых за дело.
С тех пор утекло немало педагогической воды. Физическое насилие как средство воспитания было единодушно осуждено как на глобальном уровне (читайте Конвенцию о правах ребенка), так и на частном. Умные психологи хором принялись просвещать родителей, чем чревато рукоприкладство в отношении детей. Школа тоже стала мягче и демократичней. Правда, недавно в разговоре «не для печати» поинтересовалась у педагога-мужчины, не возникает ли у него иной раз желания применить запрещенный прием против совершенно отвязного ученика. «Почему желание? Иногда до такого состояния доведут, что беру за шиворот и выгоняю из класса. А за мат просто даю подзатыльник…» Не будем уличать в скрытой жестокости отечественную школу и родных учителей. Недавно законодатели Франции, как известно, разрешили применение физических методов воспитания в семье – иными словами, теперь ремень и шлепки не будут считаться жестоким обращением, за которое можно привлечь к уголовной ответственности. Но наиболее интересные изменения в этом плане происходят в американской системе образования, которая всегда славилась свободой воспитания. Здесь сегодня предпринимаются достаточно строгие меры по наведению порядка и дисциплины в школах. И выражаются они не только в установлении детекторов металла на входе, постов охраны, но и в появлении целого движения учителей в поддержку системы наказаний в школах, которые, на взгляд педагогов, помогут справиться с возросшей преступностью среди несовершеннолетних гораздо эффективнее увещеваний. Широкую известность приобретают работы доктора Дж. Добсона, где отстаивается идея о необходимости применения физических мер. Кстати, одна любопытная подробность: в США до сих пор не ратифицирована Конвенция о правах ребенка, а в ряде штатов сохранена (пусть и теоретическая!) возможность применения розог в школе… Подростковая преступность растет и у нас. Но ни теоретиков, ни тем более движения учителей за включение рукоприкладства в арсенал воспитательных средств не наблюдается. Хотя кто знает: проведи в стране опрос или социологическое исследование, что бы оно выявило? Вот в России в школах Комсомольска-на-Амуре решились на такое необычное мероприятие – и получили совершенно неожиданные результаты, которые не так давно были опубликованы в «Учительской газете». Двум группам респондентов, в которые вошли учащиеся старших классов и учителя, были предложены одинаковые вопросы: «ваше отношение к телесным наказаниям в воспитании», «кто должен осуществлять и назначать телесные наказания», «за какие проступки их следует применять» и, наконец, самый главный – «считаете ли вы возможным введение телесных наказаний в современных образовательных учреждениях». В группе учеников были получены следующие результаты. Несмотря на то, что при введении телесных наказаний неприятные последствия коснутся в первую очередь самих учащихся, однозначно против их введения высказалось менее четверти опрошенных — 23,5%. Признали значимость телесных наказаний еще меньше — 10,5%, но согласилось с возможностью их применения в исключительных случаях подавляющее большинство — 65,8%. Быть исполнителями воспитательной экзекуции 72,3% детей доверили только родителям. Школе гипотетически разрешили это делать лишь 2,4% учеников, причем основной аргумент в комментариях был таким: «Кто они такие, чтобы меня бить?» Чуть больше голосов (8,9%) отдано варианту, по которому телесные наказания можно применять в специальных школах, где их исполнителями являются представители правоохранительных органов либо созданные специально для этих целей структуры. Любопытны ответы на вопрос, за какие проступки следует переходить от увещеваний к порке. Примерно одинаковое количество голосов (59,3%, 52%, 53% соответственно) назвали вызывающее поведение, агрессию по отношению к сверстнику, агрессию по отношению к старшему (учителю и др.). Некоторые ученики в качестве основной причины применения телесных наказаний указали на употребление наркотиков (12,1%). Лаконичный ответ «ни за что» не выбрал никто. Но самый большой разброс мнений вызвал пятый вопрос – о возможности введения телесных наказаний непосредственно в школе. Против нее высказались 39,8% учеников (согласных оказалось всего 15,4%), 45,5% учащихся считают это возможным только при некоторых обстоятельствах. И, наконец, 84,5% учащихся не верят в возможность введения телесных наказаний в современной школе. Не менее интересные результаты дал опрос среди учителей. Однозначно отвергают телесные наказания только 2,7% опрошенных, поддерживают — 16,2% и поддерживают в исключительных случаях — 81%. Их исполнение педагоги добросовестно возлагают на плечи родителей, причем перевес даже более ощутим, чем у учащихся, — 91,8% против 72,3%. Противников телесных наказаний среди сеятелей разумного, доброго, вечного набралось всего 2,7%. В ответе на вопрос, кто должен назначать и исполнять наказание, львиная доля респондентов (78,8%) назвала семью, хотя процент доверия педагогическому совету (18,9%) и психологам (21,6%) оказался выше, чем у детей. Гораздо более впечатляющими оказались результаты ответов на четвертый вопрос, где речь шла о ситуациях, в которых, по мнению педагогов, может быть назначено телесное наказание. В перечне проступков педагоги, как и дети, на первое место поставили вызывающее поведение и агрессию по отношению к сверстнику (по 81%) и агрессию по отношению к старшему (70,2%). Отвечая на пятый вопрос, 94,8% учителей высказались за ужесточение требований школьной дисциплины. Против — все те же 2,7% опрошенных. В возможность введения телесных наказаний в школе верят 54% учителей. Очевидно, делает вывод газета, сказывается тенденция к ухудшению школьной дисциплины, которую придется восстанавливать довольно жесткими мерами, причем ощущается и влияние воспитательных систем других стран. А вообще, приведенные данные свидетельствуют о том, что среди педагогов количество сторонников телесных наказаний достаточно велико. Теоретическая подготовка в вузе не всегда выдерживает испытание практикой, и многих педагогов лишь страх наказания удерживает от возврата к старым системам классического воспитания с их подзатыльниками, стоянием в углу и пр. Но почему происходит это явное «ожесточение» общества и школы, идущих к возрождению старых, отживших методов воспитания, способных дать лишь «косметический» эффект? Мне кажется, любопытно было бы поискать ответ на этот вопрос.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter