Восстановление экспорта услуг, обновление автопарка и перспективные направления: как в нынешнем году работают международные автомобильные перевозчики

Пускай им повезет

Отрасль международных грузоперевозок по объему экспортной выручки сравнивают с IT-сектором. Последние десять лет этот сегмент развивался динамично и уверенно, а прошлый год по объемам экспорта и перевезенных грузов и вовсе стал рекордным. Нынешний, как казалось в начале года, должен был быть не хуже. Однако пандемия коронавируса внесла свои коррективы: снижались не только объемы, но и доходность перевозчиков. Сегодня ситуация восстанавливается. О подробностях происходящего на рынке «Р» рассказала заместитель генерального директора ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП» Наталия Высоцкая.

Показатель экспорта услуг грузового автомобильного транспорта за январь —март увеличился на 5,3 процента к уровню прошлого года.
Фото Александра Кушнера

Пандемия жмет на тормоза 

— Наталия Александровна, прошлый год по объему экспорта услуг автомобильного транспорта стал рекордным за всю историю белорусской отрасли: перевозчики заработали почти 1,5 миллиарда долларов. Какие прогнозы были в БАМАП на 2020-й и как отрасль переживает период пандемии? 

— Когда ВОЗ в марте объявила эпидемию коронавируса, в ряде стран, где нарастали темпы распространения COVID-19, были приняты различные ограничительные меры (вплоть до введения чрезвычайного положения). Это, в свою очередь, определило транспортные ограничения и социальную изоляцию миллионов людей, приостановило деятельность производственных предприятий, компаний в сфере услуг и торговли. Как следствие — снизилась деловая и социальная активность, что повлекло сокращение промышленного производства, торговли, платежеспособного потребительского спроса. 

Однако практически во всех странах сохранилась возможность осуществления деятельности по перевозке грузов всеми видами транспорта, включая автомобильный. В приоритете была доставка продовольствия, медикаментов, средств защиты… Вместе с тем ограничительные меры и их последствия привели к снижению спроса на услуги грузового автомобильного транспорта, скорости движения автотранспортных средств при выполнении перевозок грузов в результате введения пограничного контроля на внутренних границах между странами Евросоюза, дополнительных санитарных и иных контрольных мер в отношении водителей и транспортных средств при въезде в большинство стран или при движении по их территории.

При этом начало 2020 года было весьма оптимистичным при оценке ситуации, складывавшейся на рынке международных автомобильных перевозок. Показатель экспорта услуг грузового автомобильного транспорта за январь — март увеличился на 5,3 процента к уровню прошлого года, в то время как год назад за первые три месяца прирост составлял лишь 1,9 процента. Объем перевезенных грузов в первом квартале вырос на 1,9 процента. Однако во втором квартале показатели начали снижаться. 

Негативное экономическое воздействие на сектор международных автомобильных перевозок грузов из-за пандемии незамедлительно отразилось на их доходности: снижение уровня фрахтовых ставок произошло в среднем на 10–20 процентов, а по некоторым направлениям до 30–40 процентов в сравнении с январем этого года. Значительно увеличились простои транспорта в ожидании загрузки и разгрузки в связи с приостановлением или неритмичной работой грузоотправителей/грузополучателей. 

Одними из самых сложных в работе были апрель и май текущего года: сокращение перевозок, выполненных белорусскими перевозчиками, в это время достигло 18 и семи процентов соответственно к такому же периоду прошлого года. Накопленный за январь — март пятипроцентный прирост экспорта услуг грузового автомобильного транспорта был фактически нивелирован резким снижением показателя за апрель, наблюдавшимся по нарастающей до августа. Данные за третий квартал свидетельствуют: падение как объемов перевозок, так и поступлений по экспорту услуг грузового автомобильного транспорта приостановилось, работа постепенно восстанавливается в прежнем формате. 

Границы на замке

— Вряд ли в начале года можно было ожидать, что мир столкнется с закрытием границ. Какие направления оказались полностью парализованы? 

— Полного закрытия границ для движения грузового автомобильного транспорта не произошло, за исключением, наверное, существенных ограничений, введенных в Туркменистане и Таджикистане для въезда иностранных перевозчиков. Вместе с тем во многих странах белорусские перевозчики сталкивались со значительными трудностями при пересечении границ либо проезде по их территории. В самом начале пандемии были сложности с въездом и транзитным проездом по территории Словении, Австрии, Венгрии при выполнении перевозок из Италии, где фиксировались наиболее высокие показатели случаев инфицирования COVID-19. Впоследствии были сложности с выполнением перевозок по территории Казахстана, Узбекистана и других стран в регионе Центральной Азии. Более месяца ряд белорусских водителей не могли выехать из Афганистана, так как был ограничен транзит по территории Таджикистана. 

Минтранс Беларуси в текущем году обменялся разрешениями с 46 иностранными государствами, из которых наиболее востребованы со стороны белорусских перевозчиков разрешения около 30–35 стран.
Фото Александра КУЛЕВСКОГО

Чтобы выработать оптимальные маршруты доставки грузов в условиях сложной эпидемиологической обстановки, БАМАП осуществляла координацию работы с белорусскими посольствами за рубежом и Международным союзом автомобильного транспорта. Такое взаимодействие позволило оперативно информировать перевозчиков о ситуации в различных странах и актуальных условиях выполнения автомобильных перевозок по территориям иностранных государств и при пересечении границ. Во всех сложных и проблемных ситуациях белорусским перевозчикам и водителям была оказана неоценимая поддержка сотрудниками дипломатических представительств. 

— Как это отразилось на белорусском рынке грузоперевозок: были ли какие-то плюсы в этой ситуации для внутреннего рынка?

— В Беларуси не произошло приостановления работы производственных предприятий, в том числе ориентированных на экспорт своей продукции, что требовало ее доставки конечным покупателям, включительно с использованием услуг грузового автомобильного транспорта. Поэтому рынок перевозок экспортных грузов из страны был менее всего подвержен влиянию пандемии, и на данном направлении белорусские перевозчики хотя и незначительно, но даже увеличили объемы перевозок. 

Разрешения в копилку 

— Разрешительная система всегда была довольно чувствительна в вопросе доступа наших перевозчиков на международный рынок. Расскажите, как сегодня обстоят дела? 

— Действительно, разрешения на проезд транспортных средств по территориям иностранных государств имеют важное значение, так как в определенной мере предоставляют право доступа на рынок транспортных услуг другого государства. Но здесь важно отметить, что во взаимоотношениях Беларуси с рядом государств, в первую очередь государств — членов ЕАЭС, достигнуты соглашения о безразрешительном праве выполнения международных автомобильных перевозок грузов в двустороннем и транзитном сообщении. В конце прошлого года вступило в силу соглашение о безразрешительном принципе выполнения перевозок с Молдовой, при этом либерализированы все виды перевозок, включая перевозки в/из третьих стран. На очереди реализация аналогичной договоренности с Украиной, сейчас идет процесс ратификации подписанного соглашения. Если оценивать в цифрах, то практически половина международных автомобильных перевозок грузов, которые реализуются белорусскими транспортными компаниями, осуществляется на безразрешительной основе. 

Тем не менее с большинством стран применяется разрешительный принцип выполнения перевозок. Минтранс Беларуси в текущем году обменялся разрешениями с 46 иностранными государствами, из которых наиболее востребованы со стороны белорусских перевозчиков разрешения около 30–35 стран. Среди них Австрия, Азербайджан, Венгрия, Грузия, Дания, Испания, Казахстан, Нидерланды, Польша, Россия, Румыния, Словакия, Турция, Узбекистан, Финляндия, Франция, Чехия и другие. Ежегодно по таким странам из-за повышенного спроса со стороны перевозчиков отмечаются дефицит разрешений и потребность в получении дополнительных квот. 

Минтрансом при поддержке Ассоциации «БАМАП» на постоянной основе ведется переговорный процесс с компетентными органами иностранных государств о выделении дополнительных квот на разрешения. Со многими удается достичь понимания и договоренностей, но позиция отдельных стран заключается в ограничении роста и увеличении годовых квот разрешений для иностранных перевозчиков в связи с защитой интересов национальных перевозчиков и соблюдением принципа паритета (взаимности) перевозок. Особенно если это касается перевозок, выполняемых с территории третьих стран.

Вопреки имеющимся сложностям в переговорном процессе, для работы в прошлом году было получено более 760 тысяч разрешений на перевозки грузов автомобильным транспортом, что на семь процентов больше, чем в 2018-м. В текущем году, несмотря на осложнение вопроса получения дополнительного количества разрешений из-за ряда карантинных и ограничительных мероприятий, уже приняты либо достигнуты договоренности о получении более 37 тысяч дополнительных разрешений.

Сегодня реализуется целый комплекс мер по расширению географии перевозок и повышению их эффективности.
Фото Александра КУШНЕРА

— Получил ли развитие пилотный проект по перевозкам в Китай? 

— Сегодня осуществляется целый комплекс мер по расширению географии перевозок и повышению их эффективности. К первостепенной задаче относится реализация Соглашения с Китайской Народной Республикой о международных автомобильных перевозках пассажиров и грузов, которое вступило в силу с 1 января 2020 года, но пока так и не получило практического применения. 

Прорабатывался вопрос проведения заседания совместной белорусско-китайской комиссии по вопросам международных автомобильных перевозок в феврале — марте текущего года. Однако из-за введения ограничительных мер очная встреча не состоялась. Позже китайская сторона сообщила, что выражает опасения, связанные с созданием дополнительных возможностей для въезда иностранных перевозчиков на территорию Китая в условиях сохраняющихся ограничительных мероприятий в связи с COVID-19, и определяет возможность обмена ограниченным количеством разрешений для пилотных перевозок. При этом до настоящего времени окончательное решение об обмене разрешениями и их количестве не принято китайской стороной, и взаимодействие между министерствами транспорта продолжается. 

Реализация пилотных перевозок грузов в/из Китая очень актуальна, так как позволит на практике оценить положения национального законодательства КНР, которые определяют требования к международным автомобильным перевозкам грузов. Белорусским компаниям, планирующим выполнять перевозки в Китай, придется ориентироваться на государственные стандарты этой страны. Возможные расхождения с привычными белорусскому бизнесу международными нормами могут быть чреваты проблемами и незапланированными издержками в работе транспорта. Эксперимент позволил бы выявить все особенности и трудности практической организации таких международных перевозок и их экономическую составляющую. 

Машины и люди 

— Наталия Александровна, расскажите, как идет обновление автопарка у перевозчиков? Какова доля в этом году машин стандарта Евро-6? 

— Реализация в 2018–2020 годах указов Президента № 67, 141 и 102 «О мерах по развитию международных автомобильных перевозок грузов» положительно сказалась не только на темпах обновления парка транспортных средств белорусских перевозчиков, но и на улучшении экологической и возрастной структуры парка. Так, за последние три года количество автомобилей, соответствующих экологическим требованиям Евро-6, в парке отечественных перевозчиков увеличилось в четыре раза (до 13 процентов), на десять процентных пунктов выросла доля новых автомобилей.

Данные меры поддержки необходимо и целесообразно пролонгировать и в дальнейшем, так как следует поддерживать и усиливать конкурентоспособность позиций белорусских перевозчиков на международном рынке транспортных услуг. В частности, удельный вес транспортных средств экологического класса Евро-6 на начало 2020 года у перевозчиков из стран Евросоюза, граничащих с нашей республикой, составил около 50 процентов. Поддержка со стороны государства отечественных перевозчиков в вопросах обновления парка транспортных средств благоприятно отражается на экспорте услуг грузового автомобильного транспорта: за период действия названных указов данный показатель возрос на 22 процента. Это подтверждает правильность принятых решений и содействует развитию экспортно ориентированного сектора экономики.

— Остается ли сегодня проблемным вопрос с кадрами? 

— Этот вопрос актуален, на мой взгляд, в любое время. В первую очередь важно наличие на рынке специалистов и водителей, чьи профессиональные навыки соответствуют требованиям времени и усложняющимся и расширяющимся аспектам при организации и выполнении международных автомобильных перевозок.

В марте 2020 года Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ), действительным членом которого является БАМАП, опубликовал результаты исследования, проведенного с целью выявления масштабов нехватки водителей коммерческого грузового транспорта. Анализ показал: недостаток водителей такого транспорта в европейских странах, составлявший в прошлом году 23 процента, в текущем достигнет 36. 

ФОТО АЛЕКСЕЯ БИБИКОВА

Согласно данным МСАТ, наиболее остро дефицит водителей будет ощущаться в ряде европейских стран, в том числе граничащих с Беларусью. Так, оценивается, что в Польше кризис водительских кадров уже достиг 22 процентов и, по прогнозам, в течение года возрастет еще на 15. В данных государствах востребованы при приеме на работу белорусские водители-международники, что не может не влиять на ситуацию с обеспеченностью профессиональными кадрами в нашей стране. 

Важно, чтобы профессия водителя-международника была интересна молодым ребятам и они в нее приходили. Ассоциацией «БАМАП» накоплен большой практический опыт взаимодействия как с учреждениями профтехобразования, так и с органами госуправления, в чью компетенцию входят данные вопросы. За период с 2012 (первый выпуск) по 2019 год в системе профтехобразования подготовлено свыше двух тысяч водителей, способных работать в сфере международных автоперевозок. Только в прошлом году на обучение в десять профессионально-технических колледжей и профлицеев зачислено почти 280 человек. Способствовала этому процессу активная позиция БАМАП по включению в 2011 году в Общегосударственный классификатор профессий специализации «водитель автомобиля (международные перевозки)» и обучению по соответствующей специальности в системе профтехобразования.

В учебном центре БАМАП, созданном в 2001-м, за это время прошли дополнительное обучение и повышение профессиональной компетентности более 140 тысяч специалистов, ответственных за организацию международных перевозок, а также водителей, осуществляющих автомобильные перевозки, в том числе международные. С 2020 года начата переподготовка водителей на категорию СЕ.

Совместные решения 

— Какие вопросы сегодня актуальные и требуют решения для перевозчиков в рамках ЕАЭС?

— В 2015 году утверждена Программа поэтапной либерализации выполнения перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств — членов Евразийского экономического союза, автомобильных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории другого государства — члена Евразийского экономического союза. Сейчас уже должен реализовываться третий этап программы, однако не все государства — члены союза привели в соответствие свое национальное законодательство, по этой причине не осуществлены ее положения.

В формате ЕАЭС осуществлены решения о безразрешительном принципе выполнения автомобильных перевозок грузов в двустороннем сообщении, транзитом по территориям государств — членов союза или между их территориями. При этом вопрос, связанный с либерализацией в отношении международных автомобильных перевозок грузов, выполняемых с территории третьих стран на территорию ЕАЭС, не урегулирован, и разрешительная система при таких перевозках применяется к перевозчикам государств — членов союза. 

Белорусской стороной инициируется устранение административных барьеров в сфере транспортного (автомобильного) контроля в ЕАЭС, в частности отмена учетного талона, выдаваемого на бумажном носителе на внешней границе союза при перевозке на территорию другого государства-члена на безразрешительной основе, устранение функций дублирования транспортного контроля на внешней границе ЕАЭС и внутренних границах между государствами — членами ЕАЭС в рамках одной перевозки.

Одна из важных и актуальных задач — цифровизация процессов в транспортно-логистической деятельности. Создание цифровых транспортных коридоров позволит улучшить процессы перевозки и декларирования грузов, минимизировать барьеры и повысить конкурентоспособность транспорта и логистики, в том числе за счет определения наиболее оптимальных маршрутов и условий перевозки, использования юридически значимых электронных документов, оптимизации функций государственных контролирующих органов, формирования единой информационной среды. Все это создаст более высокий уровень доверия между контрагентами. В итоге должны существенно снизиться административные и временные затраты, сроки доставки грузов, простои транспорта, что в конечном итоге сократит расходы транспортной составляющей в итоговой стоимости товаров. Цифровая трансформация может стать дополнительным катализатором раскрытия транспортно-логистического потенциала ЕАЭС, в том числе транзитного.

konoga@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter