«Пушнина хозяйств потребительской кооперации конкурентоспособная и имеет соответствующую цену»

Потребкооперация вновь нарастила поставки пушнины на мировые рынки

Ориентированная на экспорт отрасль пушного звероводства Белкоопсоюза продемонстрировала в условиях мирового кризиса волю к выживанию и подтвердила конкурентоспособность на ведущих европейских аукционах. Увеличить объемы продаж на фоне падения спроса и снизить себестоимость отечественной пушнины – основные задачи звероводческих хозяйств потребительской кооперации. Уже сегодня можно утверждать, что отрасль звероводства в кризисных условиях 2009 года со своими задачами справилась и получила прибыль. Показательным стал декабрь минувшего года, когда пушнина, полученная в хозяйствах потребительской кооперации, пользовалась повышенным спросом на основных европейских аукционах — в Санкт-Петербурге и Хельсинки. Вот что рассказал о работе пушной отрасли в 2009 году начальник отдела звероводства Белкоопсоюза Александр Ванцовский (на снимке).

— Александр Васильевич, сколь сложно было противостоять экспортной отрасли, зависимой от многих внешних факторов, мировому финансовому кризису? 

— Падение цен и спроса на пушнину хозяйств потребительской кооперации прекратилось где-то в ноябре—декабре 2009 года и началась нормальная реализация пушнины. По отдельным, наиболее модным, расцветкам рост цен на мех достиг 40 процентов и более. Благодаря повышенному спросу отрасль заработала прибыль и нарастила поставки пушнины на мировые рынки. В частности, речь идет о Хельсинки и Санкт-Петербурге – основных аукционах, на которых мы реализуем пушнину. Сегодня всем понятно, что продается она там, куда съезжаются основные купцы, хотя по прямым договорам поставляем ее российским переработчикам и в некоторые другие страны Европы. Наибольшей популярностью и спросом у покупателей пользуется короткошерстная норка скандинавского типа. Хотя последние аукционные торги свидетельствуют, что наши отечественные цветовые гаммы нисколько им не уступают. К примеру, пушнина окраса сапфир, устойчивым спросом пользовалась серебристо-голубая, полученная в основном в четырех зверохозяйствах Белкоопвнешторга. Короткошерстные породы выращиваются в Калинковичском и Пинском зверохозяйствах. Анализ тенденций на европейском пушном рынке позволяет нам вырабатывать стратегию развития отрасли, планировать объемы производства короткошерстной и цветных видов норки.

— Сегодня законодатели мод на пушнину — скандинавские звероводы, занятые в этом бизнесе более сотни лет. Наверное, конкурировать с ними непросто?

— Одни из основных законодателей мод, безусловно, датчане, производящие ежегодно около 14 миллионов единиц пушнины, а также скандинавские страны — около 7 миллионов, Америка и Канада производят вместе около 6 миллионов единиц пушнины. Мы в среднем ежегодно производим 700—800 тысяч единиц меха. Поэтому не замечать наше присутствие на рынке зарубежные коллеги уже не могут. Прошли времена, когда можно было голословно утверждать, что белорусская пушнина более низкого качества, нежели скандинавская или датская. Без излишнего хвастовства надо признать, что продукция зверохозяйств Белкоопсоюза конкуренто-способная и качественная, имеющая соответствующую цену. Нередко аукционные топ-лоты представляет именно наша пушнина, ее лучшие образцы. Мои слова подтверждают итоги декабрьского Хельсинкского аукциона, так как меха хозяйств потребительской кооперации продавались там с повышением цены до 42 процентов. Торги были успешными – по их результатам отрасль пушного звероводства потребительской кооперации заработала дополнительно более миллиона долларов. Серьезные конкуренты на пушных аукционах — Калинковичское, Гродненское и Пинское зверохозяйства, где на высокий уровень поставлено племенное дело, выращивается конкурентоспособная пушнина. К примеру, Калинковичское зверохозяйство производит ныне 11 расцветок норки, активно работают над расширением цветовой гаммы Пинские звероводы.

— Находит ли своего покупателя пушнина на отечественном рынке?

— Конечно, доля пушной отрасли Белкоопсоюза, ориентированной на экспорт, – более 80 процентов. На внутреннем рынке для населения мы реализуем пушнину, как готовые изделия, так и выработанный мех, через торговую сеть. Витебский меховой комбинат — наш основной потребитель, но это объемы небольшие – 10—15 процентов.

— Экспортная отрасль должна развиваться на перспективу. Не проявляют ли интерес к созданию сов-местных предприятий по выращиванию пушного зверя иностранные инвесторы?

— Задача привлечения зарубежного капитала, вовлечения в оборот иностранных инвестиций никогда не снималась с повестки. Ныне ведутся переговоры с российскими и финскими компаниями, где рассматриваются варианты реализации совместных проектов. В частности, ради привлечения инвестиций мы готовы акционировать отдельные зверохозяйства. Поэтому банковские кредиты – не единственное средство развития отрасли, идет поиск инвесторов. К примеру, россияне хотели инвестировать отрасль, но у них тенденции развития звероводства, я бы сказал, обратные, то есть там сворачивается поголовье клеточного пушного зверя. В 2009 году звероводческая отрасль России сократилась практически наполовину. Скорее всего, частные хозяйства не просчитали себестоимость бизнеса, затраты, понесенные на выращивание качественной пушнины. Еще одна весомая причина сокращения поголовья — перепроизводство меха в мире. По оценке экспертов мировых аукционов, оно составляло 15—18 миллионов единиц. Однако в минувшем году ситуация стабилизировалась – пушнины было произведено на уровне 2006 года, в пределах 50 миллионов единиц. Она вновь начала пользоваться устойчивым спросом у производителей одежды, да и зимние морозы способствуют покупкам теплых меховых изделий.

— Смогли ли зверохозяйства потребительской кооперации в кризисных условиях сохранить поголовье пушного зверя?

— С учетом всех экономических факторов падения объемов производства пушнины практически не наблюдалось. Если оно и есть, то связано прежде всего с селекционно-племенной работой, выбраковкой невостребованных видов зверя.

— Александр Васильевич, развивать отрасль исключительно на привозных кормах — дело убийственное для нее. В состоянии ли отечественное кормопроизводство обеспечить развитие пушного звероводства?

— Конечно, если развивать зверохозяйства только на импортных кормах, то далеко не уедешь. Благодаря тесным контактам с Минсельхозпродом Беларуси, мы создали прочную базу мясных кормов. В частности, у сельхозпредприятий мы закупаем непищевые отходы мясопереработки. Причем качество кормов, поставляемых отечественными производителями, достаточно высокое. Правительство сегодня доводит госзаказ для всех областей, и нам спокойнее за то, что отечественная кормовая база не подведет звероводов. А ведь раньше 10—15 тысяч тонн кормов мы завозили из-за пределов республики, что негативно отражалось на их цене и себестоимости произведенной пушнины. Взаимовыгодное сотрудничество позволяет переработчикам получать за корма достойные деньги.

— Какие перспективы развития отрасли просматриваются на 2010 год?

— Мы уверены, что будем повышать эффективность отрасли и производить конкурентоспособную продукцию благодаря высокому качеству и снижению себестоимости, внедрению передовых технологий выращивания пушного зверя, реконструкции производственной базы. Я думаю, что показатели в 2010-м будут не ниже, чем прошлом году, когда на экспорт было реализовано пушнины более 17 миллионов долларов. У нас ко всему прочему имеются еще и переходящие остатки на 6—7 миллионов долларов в виде меха, который мы реализуем на январском аукционе в Санкт-Петербурге, а также на мартовском – в Хельсинки.

Фото: Валерий ХАРЧЕНКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter