Пушкин в интерьере высоких технологий

Деревня Бучатино – не райцентр и даже не агрогородок...

Компьютеризация учебного процесса – сегодняшние реалии в учреждении образования «Бучатинская государственная общеобразовательная средняя школа» Копыльского района

Деревня Бучатино – не райцентр и даже не агрогородок, а обычное сельское поселение с достаточно скромным количеством жителей. Поэтому, признаюсь, скептически отнесся к предложению начальника отдела образования Копыльского райисполкома Ивана Бобко посетить тамошнюю среднюю школу для ознакомления с опытом использования современных технологий в учебном процессе. Судя по словам Ивана Николаевича, там имела место едва ли не сплошная компьютеризация обучения — от начальных до выпускных классов, причем по всем без исключения предметам. Получалась какая-то Силиконовая долина в отдельно взятом глубинном уголке Копыльщины. Не спорю, сегодня даже многие ребятишки дошкольного возраста с компьютерами на ты но чтобы, извините, Пушкин в интерьере высоких технологий – в такое верилось с трудом.

Не будет, думаю, преувеличением сказать, что средняя школа – одна из досто­примечательностей в Бучатино. Внушительное здание в стиле архитектуры эпохи развитого социализма и теперь смотрится основательно, солидно. Приятное впечатление производит также ухоженный школьный двор.

— Школа рассчитана на 392 учащихся, — вводит в курс дела директор Дмитрий Романович, — а реально занимается почти в пять раз меньше. В последние годы в первый класс вообще зачисляем не более пяти-шести учеников, и это, заметьте, из трех окрестных деревень.

Где же тогда, позвольте спросить, логика? Перспективы у школы туманные, а ее пытаются превратить в Парк высоких технологий. Однако, пообщавшись подольше, понял, что Романович и его коллеги принадлежат к той категории людей, которых называют подвижниками, и ухудшающаяся демографическая ситуация не способна повлиять на их мировоззрение. Они были единодушны в том, что сельские дети ни в чем не должны уступать своим городским сверстникам, в том числе и в овладении современными знаниями.

Такую цель Дмитрий Романович поставил перед педагогическим коллективом еще десять лет назад, когда стал директором Бучатинской средней школы. Бывший выпускник Белорусского государственного педагогического университета с дипломом учителя математики уже тогда прозорливо увидел, что будущее – за информационными технология­ми и… бросил клич: «Все на сбор металлолома!» Благо в те не столь отдаленные времена под заборами колхозных машинных дворов валялось немало железного хлама из списанной сельхозтехники, и школьники под руководством педагогов с энтузиазмом начали осваивать этот вторчерметовский клондайк. В результате за вырученные от сдачи металлолома деньги приобрели первый IBM-совместимый компьютер, принтер. Замечу, что на тот момент это был единственный в районе компьютер такого класса, причем приобретенный за собственные средства.

— Организовали для учеников факультативные занятия по обучению работе на компью­тере, — вспоминает Дмитрий Сергеевич. — Преподаватели тоже активно включились в этот процесс, поскольку большинство из них имели весьма смутное представление об этой области знаний.     

Добавлю, что занятия с учениками и их педагогами проводил лично директор. Год спустя в школе появился и Интернет. По мере приобщения к информационным технологиям стали их постепенно внедрять в учебный процесс. Произошло это не вдруг и не сразу, но факт, как говорится, налицо: сегодня практически каждый урок, в том числе и в начальных классах, проводится с использованием таких технологий. Не последнюю роль, безусловно, сыграло и то, что в Минской области действует программа по комплексной информатизации системы образования. В соответствии с ней, по словам Ивана Бобко, все базовые и средние школы Копыльского района оснащены современной компьютерной техникой. В Бучатинской СШ, в частности, в 2007 году при поддержке управления образования облисполкома был приобретен компьютерный класс, в котором установлено шесть ученических и учительский компьютеры. Такого количества вполне достаточно, поскольку в классах в среднем по двенадцать учеников и их без проблем можно поделить на две группы. Мне удалось поприсутствовать на одном из уроков в компьютерном классе. В тот день учитель математики Анна Страленя проводила здесь тестирование восьмиклассников по четырехугольникам. С интересом наблюдал, как ученики решали задачи по готовым чертежам на интерактивной доске. Нашлось даже время для разгадывания в электронном варианте кроссворда. В общем, ребята не скучали и, уверен, почерпнули на уроке для себя много чего полезного. Анна Николаевна рассказала, что в компьютерном классе, кроме всего прочего, имеются лазерные принтер и сканер, мультимедийный проектор. Занятия проходят строго по графику, который составлен в соответствии с заявками учителей. Те, в свою очередь, могут воспользоваться во время «форточек» мультимедийным компьютером, который установлен в отдельном кабинете. Для эффективного управления учебно-воспитательным процессом компьютерами оснащены также кабинеты заместителя директора и секретаря. Компьютеризирована и школьная библиотека. Здесь уже не увидишь обычных читательских формуляров, которые заменили электронные аналоги. Занесена в компьютер и вся информация о библиотечном книжном фонде.

Среди последних приобретений – цифровые фотоаппарат, видеокамера и микроскоп, с помощью которого можно выводить изображение на экран. Причем, по словам директора Дмитрия Романовича, вся эта техника, а также мультимедийный проектор приобретены на средства, заработанные учащимися на сельхозработах в местном СПК «Тимирязевский». Ребята совместили, так сказать, полезное с приятным и могут теперь с гордостью посматривать на сверстников из других школ.

— В настоящее время, — отметил начальник отдела образования райисполкома Иван Бобко, — в районе восемнадцать из двадцати одной школы находится в сельской местности. Все они неплохо оснащены компьютерной техникой, но только в Бучатинской СШ имеются интерактивная доска и цифровой микроскоп, которые активно используются в учебном процессе.

К сожалению, мне не удалось побывать на уроке по русской литературе. Поэтому был и остаюсь при мнении, что творчество Александра Сергеевича Пушкина все-таки лучше изучать не в компьютерной версии, а по первоисточникам. Хотя, возможно, наиболее продвинутые в области высоких технологий ребята думают иначе.

На снимке: при изучении семиклассниками темы «Простейшие организмы» учитель биологии Анна МАКСИМЕНЯ активно использовала компьютерные технологии.

Фото: Валерий ХАРЧЕНКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter