Пушкин – прекрасно, Гоголь – хорошо

Но  старые  схемы  уже  не  работают,  утверждает  молодой  философ  Николай  Панчишин

Но  старые  схемы  уже  не  работают,  утверждает  молодой  философ  Николай  Панчишин

Ситуация, когда студент уходит с занятий, абсолютно обыденная. Преподаватель, бывает, тоже уходит. В то, что в его отсутствие студенты активно изучают материал, обсуждают его, бурно спорят, поверить практически невозможно. Но именно это я и увидела собственными глазами в Минском государственном лингвистическом университете, да еще на занятиях по такому серьезному предмету, как «Основы идеологии Республики Беларусь». Можно назвать это «продвинутым» подходом, но я бы назвала любовью к своему делу и небезразличным отношением к результату. 

Автор всего вышеописанного преподаватель Николай Панчишин (на снимке) уверен, что наш мир обуславливает масса штампов, в основе которых лежит чувство страха — не сдать экзамен, остаться без диплома, не получить работу и т. д. Повинуясь этим страхам, человек, студент в данном случае, перестает самостоятельно мыслить. Чтобы изменить это положение, нужно разбудить его творческий потенциал, раскрыть его. 

— Сейчас в нашем университете обсуждается очень важный вопрос: как заставить студентов ходить на занятия? Ко мне ходят все. Коэффициент усвоения материала огромный, желание изучать предмет тоже (не хочу хвастаться, но это действительно так). Просто форма занятий в виде лекций и семинаров безнадежно устарела. Классическая схема: я что-то диктую, надев очки и путаясь в словах, студенты записывают и потом все это мне же повторяют — это не работа. Идеальная модель занятий — они заинтересованы в получении знаний, хорошо понимают, куда пришли, и у нас идет активный диалог. С первого же занятия я предлагаю студентам ознакомиться с информацией по предмету на своем сайте, поэтому на следующее они могут приходить уже подготовленными. Кроме того, у меня очень большая коллекция видеоматериалов, я сам делаю ролики, которые можно просматривать во время занятий. На лекциях я предлагаю студентам задавать вопросы, и самая большая проблема как раз в том, что мне приходится буквально вытягивать их клещами: они боятся спрашивать, не привыкли к этому — комплексы, стеснение. В старой модели обучения предполагалось, что преподаватель знает все, студент ничего. В новой преподаватель заранее говорит: я знаю лишь небольшой сектор вопроса, а вы рассказывайте мне и другим, что узнали сами. Я стараюсь не давать им готового ответа, а терпеливо жду (это, конечно, очень сложно), пока они в обсуждениях и спорах найдут его сами. Предлагаю студентам присылать на сайт свои отзывы, и они, как правило, очень светлые. Благодаря этой обратной связи я вижу, что им интересно, поэтому каждый год обновляю курс. 

Николай считает, что идеология — это прежде всего наука об идеях, которая должна дать разумный, научно и духовно обоснованный идеал общества. Такой подход к учебному курсу программе совершенно не противоречит: понятие о социальных моделях, ноосферных технологиях и экономике студенты получают в полном объеме, но все эти знания без представления о древних цивилизациях и психологии человека работать не будут. Собрать все это воедино и есть задача идеологии. 

Еще с университетского курса философии я запомнила, что философия — это наука, которая учит не бояться жизни. Возможно, поэтому сами философы живут насыщенной жизнью и успевают многое. Будучи выпускником МГЛУ, Николай закончил магистратуру и аспирантуру по специальности «социальная философия и история философии», работал в Алжире и во Франции, преподавал на факультете международных отношений БГУ. Написал несколько книг, организовывает спецсеминары и курсы по духовно-философской и социальной тематике, трижды был гостем передачи «Обычный необычный день» телеканала «Лад» в качестве специалиста по загадкам древних цивилизаций. И очень много интересного может рассказать о дне сегодняшнем. 

— То, что сейчас происходит с миром, называется синдромом общественной усталости. У людей есть все: квартира, работа, хорошая зарплата, отдых за границей, а счастья нет. А все из-за того, что подавляется энергия человека, он не на то тратит свои силы. В рамках рыночной экономики, которая заставляет нас конкурировать друг с другом, мы боремся за прибыль и подсознательно энергетически друг друга атакуем. Люди перестают друг другу доверять. Плюс отовсюду на нас давят: закрывайте свои двери, берегите вещи, остерегайтесь попутчиков… 

— Но ведь в транспорте действительно воруют! 

— Лично я свой дом вообще не закрываю, и об этом знают все мои соседи и знакомые. У меня было 8 краж, последний раз залезли подростки с топором: я как раз вернулся из Алжира, наверное, думали, в доме какие-то богатства. На суде я сказал, что претензий у меня к ним нет, решил, что бояться мне надоело, и перестал запирать дверь. С тех пор все как отрезало. Воруют ведь тогда, когда у человека есть «привязка» к чему-то и он очень боится это потерять, но когда мы пугаем человека, то еще больше заставляем его воровать. Плохие мысли рождают плохие дела, формируют отрицательный поток. 

По мнению Николая, мы входим, уже вошли, в совершенно новую реальность, когда информационное общество превращается в энергоинформационное. И мы должны признать, что понятие энергии, тонких планов и воздействие их на человека существует. Пушкин — это прекрасно, Гоголь — хорошо, но старые схемы уже не работают. Даже в экономике на первое место должна выходить не прибыль, а человеческие отношения: удачно сложатся они — предприятие будет удачным. Не говоря уже о личных отношениях. Николай даже собирается написать исследование под названием «Роль сотовых телефонов в любви». Ведь появление мобильника изменило отношение к любви в принципе: люди постоянно находятся в энергетическом взаимодействии. Раньше своих любимых ждали день, два, неделю, теперь — мгновенный звонок. С одной стороны, это хорошо, с другой — резко увеличилось количество сцен ревности: ведь люди пытаются отслеживать и контролировать друг друга! 

— Уже понятно, что успех в вашем представлении имеет явно не материальное выражение. 

— Абсолютно. Успех для меня — это светящиеся глаза людей. Есть успех личный — когда человек хочет поехать в Египет и собирает для этого деньги или стремится сделать карьеру и очень сильно для этого напрягается. Но здесь разочарования поджидают его на каждом шагу. А безличный успех — это когда ты что-то отдаешь, разбрасываешь, как семена, они прорастают цветами, ты идешь по полю и видишь, что ты посадил. Эти цветы тебе не принадлежат, они растут сами, но это и есть настоящее бессмертие. 

— А личное счастье, семья — важная составляющая успеха? 

— Личные отношения — это сотворчество. Но если под семьей подразумевается закрытая квартира, в которую никто не может войти, — это бесперспективно. Одному моему студенту рядом с моим домом родители построили прекрасный коттедж, у него есть машина, любимая девушка. Но в его доме в последнее время постоянно воет собака: энергетика там отрицательная. Вроде бы он успешен, но пришел на все готовое и совершенно не потрудился для этого. Значит, успех — это не коттедж и не поездка за границу, а твоя самореализация, когда ты чувствуешь, что можешь быть настоящим хозяином. На своем отдельном участке можно создать гармонию — красивый сад, музыка, встречи с друзьями. Это тоже будет успех. Конечно, на человека очень влияет социальное признание, и поддержка, и стимул людям нужны. Но тонкость в том, что, когда ты хочешь добиться чего-то любой ценой, никогда этого не добьешься, потому что тебя тормозит твое собственное желание. Если гнаться не за самим успехом, а за своей реализацией, идти по собственной стезе, то успех — это неизбежно — сам тебя настигнет. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter