Пушкин и Георгий Конисский

Уважаемая редакция! Рассказывая в своей статье «В поисках утраченного» о могилевских храмах и захоронении в одном из них белорусского архиепископа Георгия, журналист «СБ» Павел Минченко заявил: «Его (Конисского. — В.А.) нетленные мощи видел Пушкин, дважды побывавший в Могилеве»...

Уважаемая редакция! Рассказывая в своей статье «В поисках утраченного» о могилевских храмах и захоронении в одном из них белорусского архиепископа Георгия, журналист «СБ» Павел Минченко заявил: «Его (Конисского. — В.А.) нетленные мощи видел Пушкин, дважды побывавший в Могилеве».


Но до появления материала П.Минченко было известно всего два случая вскрытия могилы архиепископа Георгия. Первый раз — в 1813 году, когда французы вскрывали его гроб в надежде обнаружить там драгоценности. Тело почившего найдено было нетленным. Второй раз — в 1875–м при замене полов и осмотре склепов в Спасском соборе. И вдруг, оказывается, был еще и третий случай, неизвестный ранее, произошедший в первой половине 20–х годов XIX века, во время пребывания Пушкина в Могилеве.


Действительно, архиепископа Георгия Конисского похоронили в том же Спасском соборе, который был им достроен и освящен в 1762 году. Над могилой, располагавшейся в правом пределе во имя святой великомученицы Варвары, у правого клироса близ самой стены была прибита медная доска с надгробной надписью, составленной самим Преосвященным, где значилась такая строка: «Тут трупа моего зарыты кости», что говорит о захоронении его в земле.


Теперь о Пушкине. Достоверно известно, что 20–летний опальный поэт первый раз посетил Могилев в начале второй декады мая 1820 года проездом по пути в южную ссылку. Причем направлялся он курьером, а это значит, что Пушкин ехал очень быстро и строго по определенному маршруту, нигде не задерживаясь. Если бы Пушкин, движимый высокими религиозными чувствами, которых, кстати, в тот момент у него не наблюдалось, вдруг решил осмотреть нетленные мощи Георгия Конисского, он все равно не смог бы этого сделать, т.к. у него не хватило бы времени, чтобы вскрыть могилу, а самое главное, не было разрешения на это. Кроме того, ничего не говорят об этом и дневники, письма и записные книжки А.Пушкина, относящиеся к поездке.


Второй раз поэт посетил Могилев четыре года спустя, возвращаясь тем же маршрутом, только уже в так называемую северную ссылку, то есть в село Михайловское. К счастью, об этом событии сохранились воспоминания очевидцев. Одно из них принадлежит перу бывшего офицера Лубенского гусарского полка А.П.Распопова. И на этот раз А.С.Пушкину не пришлось взглянуть на нетленные мощи архиепископа Георгия Конисского. И не только потому, что у поэта не было времени, но и потому, что в этот период своей жизни он вряд ли мог знать что–либо о белорусском подвижнике.


Интерес к архиепископу Георгию Конисскому проявился у Пушкина значительно позже, в июне 1829 года, когда журнал «Атеней» напечатал статью М.Максимовича «Обзор журнальных статей о поэме Пушкина «Полтава».


Статью М.Максимовича Пушкин прочитал сразу же после выхода журнала. Осенью этого же 1829 года поэт встречается с Максимовичем, который, посетив Пушкина первый раз, подарил ему народную песню о Мазепе, а в другой раз — список «Истории Руссов», который считал произведением Конисского. В феврале 1831 года поэт поместил в журнале «Денница» свою статью под названием «Заметка о «Полтаве». В ней Пушкин в качестве авторитетнейшего источника ссылается на летопись Конисского.


Вот почему по прошествии нескольких лет со дня приобретения «Истории Руссов» Пушкин, увидя на книжном прилавке вышедший из печати в 1835 году томик сочинений Георгия Конисского, тут же, не раздумывая, купил его и после тщательного и глубокого изучения написал большую статью, которую поместил в своем только что родившемся журнале «Современник». Случилось это в апреле 1836 года.


Спустя некоторое время Пушкин снова вспомнил белорусского архиепископа. На этот раз он ссылается на его непререкаемый авторитет в своей статье о журналистах. «Георгий Конисский, — пишет поэт, — начинает свои пастырские поучения замечательными словами: «Первое слово к вам, благочестивые слушатели, Христовы люди, рассудил я сказать о себе самом... Должность моя, как вы сами видите, есть учительская; а учители добрые и нелукавые себе первое учат, нежели других, своему уху, яко ближайшему, наперед проповедуют, нежели чужим».


Значение статьи А.Пушкина в «Современнике» о сочинениях Георгия Конисского очень велико. В ней поэт поведал широкой русской общественности не только о подвижнической жизни белорусского архиепископа, но и познакомил ее с замечательными и проникновенными его проповедями, которые до этого были известны лишь небольшому числу белорусского православного духовенства.


Вячеслав АФАНАСЬЕВ, Минск.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter